Стандарты демократических выборов и выборы в Латвии

13.10.2022

6-7 октября 2022 г. в Санкт-Петербурге состоялась международная научно-практическая конференция, организованная Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ, Исполнительным комитетом СНГ и Центральной избирательной комиссией РФ, которая была посвящена 20-летию принятия в Кишинёве конвенции СНГ о стандартах демократических выборов. В рамках конференции был проведён Кругдый стол «Стандарты демократических выборов», на котором с докладом «Применение международных стандартов проведения демократических выборов при оценке избирательных кампаний в Латвийской Республике» выступил директор Балтийского центра исторических и социально-политических исследований, к. и. н. В. И.Гущин.

Уважаемые участники конференции!

Тема моего выступления - гражданские права и выборное законодательство в Латвийской Республике после 1991 года.

18 марта 1990 года в тогда еще Латвийской ССР состоялись выборы депутатов Верховного Совета. Это были первые в истории Советской Латвии выборы на основе многопартийности. И одновременно эти выборы стали последними в новейшей истории Латвии, проводимыми на основе всеобщего избирательного права.

15 октября 1991 года Верховный Совет Латвии (ВС ЛР) принимает судьбоносное (в негативном смысле) для страны постановление «О восстановлении прав гражданства и основных условиях натурализации», по которому в праве оптации, то есть в праве автоматического получения гражданства нового государства в случае прекращения существования прежнего государства, было отказано 893 412 постоянных жителей (34,28% избирателей) - более одной трети постоянного населения страны.

Постановление ВС ЛР от 15 октября 1991 года ликвидировало в стране всеобщее избирательное право, и больше ни одни выборы, включая и состоявшиеся 1 октября с. г. выборы в парламент Латвии, не были всеобщими.

Что касается постоянных жителей Латвии, которые до 6 декабря 1991 года оставались гражданами СССР, а после прекращения существования СССР оказались без прав гражданства, то для них Латвийское государство установило жесткие правила натурализации.

К 17 мая 2022 года из более чем 893 тысяч жителей натурализовалось всего 148 528 человек. Общее количество неграждан, проживающих в стране составляет сегодня около 200 тысяч. Основными причинами сокращения числа неграждан в Латвии являются смертность и эмиграция.

Ликвидация всеобщего избирательного права в Латвии заложила основу строительства недемократического государства, что больнее всего бьёт по национальным меньшинствам. Вслед за постановлением от 15 октября 1991 года были приняты законы о языке, о гражданстве и об образовании, которые постепенно сформировали условия, которые все в большей мере дискриминировали национальные меньшинства, не просто затрудняя, а фактически делая невозможной реализацию их права на сохранение своего языка, своей школы и своей культуры.

Постоянные жители Латвии, имеющие статус негражданина, даже если они родились в Латвии, не имеют права участвовать не только в выборах национального парламента, а с 2005 года, когда Латвия вступила в ЕС, и Европейского парламента, но и в выборах местных органов власти. В то время, как в Европейском Союзе сегодня такое право предоставлено в 18 странах из 27. В Эстонии, например, право голоса на муниципальных выборах неграждане получили еще в 1993 году.

В 2008 и 2009 гг. Сейм (парламент) отклонил законопроекты о предоставлении гражданства в порядке регистрации негражданам, достигшим возраста 60 лет или родившимся в Латвии. В 2012 году Сейм отклонил законопроект о ратификации Европейской конвенции о гражданстве. В феврале 2014 года Верховный суд Латвии счёл антиконституционной законодательную инициативу о предоставлении гражданства желающим того «негражданам», внесённую более чем 12 тысячами граждан, и отказал в её продвижении на следующий этап.

Правозащитные и другие общественные организации Латвии, начиная с 1990-х годов и до настоящего времени постоянно обращаются в международные институции с просьбой оказать влияние на власти Латвийской Республики для решения проблемы массового безгражданства и восстановления всеобщего избирательного права.

Только до 2010 года международные институции рекомендовали Латвийскому государству решить проблему массового безгражданства, частично или полностью, 18 раз. В числе этих международных институций Конгресс местных и региональных властей (Совет Европы), Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации, Европейская комиссия против расизма и нетерпимости (ЕКРН), Бюро по институтам демократии и правам человека ОБСЕ, Парламентская Ассамблея Совета Европы, Комитет ООН по правам человека и др.

Однако для Латвии все эти рекомендации - не указ. Ссылаясь на существование якобы особых условий и, в частности, на непризнанный на уровне международного права факт советской оккупации Латвии в 1940 году, а также на то, что Первая Латвийская Республика (1920-1940) якобы продолжала де-юре существовать и в 1940-1991 гг., Латвийское государство отказывается ликвидировать массовое безгражданство и восстановить всеобщее избирательное право.

При этом нужно отметить, что в 1940 году о «советской оккупации Латвии» никто не говорил. Впервые этот термин получил распространение, причем на уровне политической пропаганды, только после начала немецко-фашистской оккупации Латвии в 1941 году. Иными словами, источник происхождения этого термина - пропаганда гитлеровской Германии. После окончания Второй мировой войны это определение стало широко использоваться странами Запада в целях политического и идеологического противостояния с СССР. А в период так называемой «перестройки» и после распада СССР получило широкое распространение и стало основой новой государственной идеологии благодаря осевшим после войны в странах Запада бывшим латышским нацистским коллаборационистам.

Но, отмечу это еще раз, на уровне международного права факт советской оккупации Латвии, как и тезис о якобы непрерывности существования Латвийского государства де-юре с 1918 до 1991 года, не признаны до настоящего времени.

20 сентября с. г. автор этих строк принял участие во встрече с миссией ОБСЕ, которая прибыла в Латвию для наблюдения за выборами парламента Латвии, намеченными на 1 октября этого года. В ходе этой встречи делегации ОБСЕ было передано Обращение Русской общины Латвии в адрес Специального докладчика Комитета ООН по правам человека от 17 сентября, в котором, в частности, говорится и о негативном влиянии отсутствия всеобщего избирательного права на внутриполитические процессы в Латвии. Позволю себе зачитать выдержки из этого документа:

«1 октября 2022 г. в Латвии пройдут парламентские выборы. В очередной раз они состоятся в условиях отсутствия всеобщего избирательного права и сохранения отмеченного ПАСЕ в 2002 году и ОБСЕ в 2006 году «долговременного дефицита демократии».

… Проведение выборов в условиях отсутствия всеобщего избирательного права не отвечает принятым в Европе стандартам демократии и приводит к тому, что сформированные по итогам таких выборов органы власти, а затем и принимаемые этими органами власти решения неизбежно несут на себе отпечаток дефицита легитимности…

Начиная с 15 октября 1991 года, когда было ликвидировано всеобщее избирательное право, правозащитная ситуация в Латвии постоянно ухудшается. В первую очередь, это касается прав национальных меньшинств на сохранение своего языка и своей культуры, включая право на получение образования на родном языке.

Также постоянным преследованиям со стороны государства подвергается стремление значительной части населения Латвии, как латышей, так и нелатышей, сохранять связанные с победой во Второй мировой войне над гитлеровской Германией символы антинацистской исторической памяти. Взамен государство проводит политику, направленную на обеление нацизма и нацистского коллаборационизма…

Русская община Латвии считает, что Латвийское государство уже давно нуждается в глубокой демократизации, основу которой должны составить:

1) восстановление всеобщего избирательного права и проведение первых после 18 марта 1990 года всеобщих выборов в местные органы власти, национальный и Европейский парламенты;

2) безусловное соблюдение прав национальных меньшинств на сохранение своего языка и культуры, включая право получать образование на родном языке, а также

3) безусловное исполнение ежегодно принимаемой резолюции ООН о борьбе с героизацией нацизма…».

В заключение хочу обратиться к уважаемой конференции с просьбой обратить особое внимание на тот факт, что в одной из стран Европейского Союза, а именно в Латвии, уже 31 год отсутствует всеобщее избирательное право, и в этой стране, по оценке международных институций, существует долговременный дефицит демократии.

Благодарю за внимание.

Союз общественных организаций Латвии

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии