Православие в осаде

Религиозный мир на Украине, если это можно назвать миром, то и дело сотрясают довольно агрессивные нападения на приходы канонической Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Зарегистрированный в конце февраля Верховной радой законопроект грозит узаконить схему рейдерских захватов православных храмов.

Окончательный раскол – конечная цель попыток установить контроль над храмами УПЦ МП, сознательная политика не только властей, но и однозначно поддержавших украинский Майдан представителей Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) и неканонических (раскольничьих) Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и так называемого «Киевского патриархата» (УПЦ КП).

К слову, недавняя встреча  патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска была весьма скептично воспринята украинскими греко-католиками. «Безусловно, этот текст вызвал глубокое разочарование среди многих верующих нашей церкви и просто неравнодушных граждан Украины», ‒ так прокомментировал совместную декларацию  предстоятелей Русской православной и Католической церквей глава УГКЦ Верховный архиепископ Святослав Шевчук.

Храмы в огне

Вторая половина 2015 года была отмечена очередной волной крайне жестких попыток сторонников самозваного киевского патриарха Филарета (Денисенко) захватить ряд храмов УПЦ Московского патриархата. Такое случалось и раньше, но формат этих рейдерских атак теперь иной: в числе участников – боевики радикальных националистических группировок, власти и полиция в конфликты предпочитают не вмешиваться.

Каноническая Украинская православная церковь, является доминирующим религиозным объединением на Украине, за исключением нескольких Западных областей (Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской), но сейчас центр противостояния переместился на Волынь. Здесь уже по-настоящему воюют с оружием (слезоточивый газ, коктейли Молотова), как было, например, в селе Птичье Ровенской области.

Стремясь запугать оппонентов морально и физически, филаретовцы и бойцы-националисты во главе с руководителем «Правого сектора» в Ровенской области Романом Ковалем напали на прихожан Успенского храма УПЦ МП. А ведь ещё ранее решением Киевского апелляционного суда, вынесенном в присутствии представителей ОБСЕ и областной администрации, претензии «Киевского патриархата» на храм были отклонены.

Прихожане отстояли приход, для чего несколько членов общины вынуждены были запереться в храме, чтобы не позволить войти в него нападавшим.

За последние четыре месяца 2015 года на Волыни зафиксировано полтора десятка подобных конфликтов. Несколько приходов (храм Нерукотворного Образа Спасителя в с. Ходосы Ровенской епархии, Кресто-Воздвиженский храм в с. Угринов Волынской епархии) были захвачены.

Из последних событий этого же ряда ‒ поджог в ночь на 22 февраля неизвестными православного храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в городе Николаев Львовской области.

Поводом к конфликтам зачастую становится обвинение в «проведении службы на церковно-славянском языке и  передаче денег Москве». При этом УПЦ МП ведёт службы по каноническим правилам, но проповеди священники читают на языке, принятом в общине. Кроме того, УПЦ дает возможность представителям всех этнических групп, проживающих на территории Украины, посещать приходы, в которых священники ведут службы на традиционном для региона языке. В частности, в Закарпатье богослужения ведутся на румынском, а накануне в Одессе отслужили первую божественную литургию на арабском языке. «Передача денег в Москву» ‒ не более чем выдумка оппонентов.

В условиях прямой угрозы для жизни людей и имущества западноукраинские приходы УПЦ МП вынуждены заняться активной самообороной.

Тут важно отметить специфику региона. Волынь – религиозное и цивилизационное пограничье, где веками живут православные и греко-католики.  Здесь особенно сильна идеология украинского национализма, но именно в этой части Украины сложились сильные парафиальные общины.

Потому и случается, что храмы УПЦ МП защищают вернувшиеся из зоны АТО бойцы, а некоторые из них даже принимают сан, как бывший военный хирург Руслан Салийчук, который служит в церкви Георгия Победоносца в Здолубнове.

Но сторонники «патриарха» Филарета (Денисенко) пытаются распространить свое влияние на всю Украину, и власти им в этом явно благоприятствуют. Недавно они праздновали знаковую «победу» ‒ 19 февраля правительство Яценюка передало в пользование «Киевскому патриархату» храм Малой (Тёплой) Софии на территории Национального заповедника «София Киевская». Примечательно, что вице-премьер и министр культуры Вячеслав Кириленко является членом Высшего церковного совета УПЦ КП. Судя по всему, филаретовцы намерены захватить всю «Софию».

Законопроект № 4128

Противники УПЦ МП не прекращают попыток перенести внутрицерковные дела, согласно Конституции Украины находящиеся вне компетенции государства, в политическую плоскость.

Резкое возмущение верующих и духовенства канонической церкви вызвал внесённый на рассмотрение депутатов законопроект № 4128, который дает право сторонним лицам влиять на решения приходских собраний общины.

Председатель Синодального юридического отдела УПЦ МП протоиерей Александр Бахов комментирует эту инициативу так: «Субъект законодательной инициативы предлагает на законодательном уровне закрепить схемы рейдерского захвата, по которому на Западной Украине сегодня забирают храмы у верующих УПЦ… На практике это будет выглядеть следующим образом: на общем собрании верующих граждан (приходских собраниях) смогут присутствовать другие лица, не принадлежащие к религиозной общине, но при этом иметь право голоса и смогут принимать или изменять устав религиозной общины».

Законопроектом, «который подрывает межконфессиональный мир в Украине», назвал готовящийся документ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний на заседании Всеукраинского Совета Церквей.

Инициатива украинских депутатов тревожит и профильных специалистов. Исполнительный директор Института религиозной свободы, член Экспертного совета при Министерстве культуры Украины Максим Васин предостерегает, что в случае его принятия «могут возникать ситуации, когда органам регистрации придется решать: принимать во внимание решение, принятое в соответствии с зарегистрированным уставом религиозной общины или в соответствии с законодательными изменениями. С такой же проблемой могут столкнуться и суды».

Сложности вполне могут возникнуть и у религиозных общин, уставы которых предусматривают фиксированное членство (протестантских), или которые  делегируют право внесения изменений в устав другим руководящим органам – советам старейшин, братским советам и т. д.

Юристы отмечают, что законопроект явно не соответствует требованиям юридической техники, в нём отсутствует чёткий, понятный понятийный аппарат, ведь неточность может привести к неправильному пониманию правовой нормы и, как следствие, неправильному её применению. А это угроза и без того хрупкому религиозному миру.

Всеправославный собор

В июне 2016 года на Крите пройдёт готовившийся более полувека Всеправославный собор – встреча предстоятелей и представителей всех признанных поместных Православных церквей. Среди главных тем собора есть и такая: «Автономия и способ её провозглашения». И это, конечно, вызывает некоторые опасения в среде клириков канонической православной церкви на Украине. Их, впрочем, успокоил патриарх Московский Кирилл, подчеркнувший, что «на Соборе не будет рассматриваться украинская тема, не будет обсуждаться возможность предоставления автокефалии или легализации раскола».

Эти опасения и надежды звучали и во время работы Архиерейского Собора РПЦ  2 февраля 2016, который подтвердил единство Русской и Украинской православных церквей. Собор выразил поддержку «епископату, клиру, монашествующим и верным чадам Украинской православной церкви в их мирном подвиге, направленном на утверждение единства и братолюбия, преодоление разрушительной розни».

Другие статьи по теме

Последние новости

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии