Охота на ведьм: в Киеве убрали мемориальную доску Михаилу Булгакову

15 августа в Киеве демонтировали мемориальную доску русскому писателю Михаилу Булгакову, которая находилась на фасаде Института филологии Киевского национального университета им. Шевченко. В этом здании раньше располагалась гимназия, где учился автор «Мастера и Маргариты» и «Белой гвардии».

Инициатором ликвидации мемориала стала местная общественная организация «Экспертный корпус». Представительница организации Татьяна Швыдченко назвала снос мемориала «вопросом безопасности и достоинства», ведь он является «маркером российской оккупации». А самого классика она называет украинофобом.

Кстати, помимо доски Булгакову организация подала прошение о демонтаже мемориальной доски в честь преподавателей и студентов КНУ, погибших в 1941 - 1945 годы. Сейчас она висит на главном корпусе университета.

- Ждем демонтажа второй доски, посвященной мифу о «советской родине», а по сути - разрушителям украинской государственности в 1921 году, - написала активистка Татьяна Швыдченко.

После данного прецедента неправительственная организация «Декоммунизация. Украина» призвала убрать мемориальную доску писателя со здания Национального медицинского университета имени А. А. Богомольца, где Булгаков учился на врача. А также снести памятник с цитатой писателя в Буче.

Все это логично вписывается в общую тенденцию, которая разворачивается на Украине сегодня. Так, недавно из школьной программы украинцев убрали русских писателей, оставив при этом украинцев, которые писали на русском: Гоголя и Короленко. Интересно, что там был оставлен и Булгаков, но, вероятно, ненадолго. В столице Украины пока еще остается немало напоминаний о знаменитом литераторе, который родился в Киеве и много писал о нем. Это и памятник, и улица его имени, и дом-музей, и даже еще одна мемориальная доска. По всей видимости, скоро все это также будет «отменено» в рамках борьбы с русской культурой.

Чем же так не угодил украинцам знаменитый литератор, который родился, жил в Киеве и писал о нем?

Помимо очевидной кампании по тотальной дерусификации, существует давний идейный конфликт националистов с Булгаковым. Автор «Белой гвардии» очевидно не жаловал тех, кого сегодня считают основоположниками украинской государственности (например, Петлюру и других деятелей революционных событий в Киеве 1917 - 1918 годов). Также в его книгах звучит неприятие украинизации, которую внедряли в Киеве в период УНР и Директории.

«Все мерзавцы. И гетман, и Петлюра. Но Петлюра, кроме того, еще и погромщик», - читаем мы в «Белой гвардии». Или: «Ни в коем случае не может быть на стороне Петлюры интеллигентный человек».

Учтем, что писатель был современником этих исторических личностей, чью деятельность он изучал не по составленным сегодня учебникам, а видел своими глазами.

Причем довольно близко: при УНР и Гетманате он был мобилизован ненадолго в украинские войска. И в рамках гетманской армии противостоял Директории Петлюры.

Но несмотря на это, Михаил Афанасьевич был безусловно влюблен в Киев и уважительно называл его Городом. Это не просто слово с большой буквы - булгаковский Киев - это особая городская субкультура, без которой и современную столицу представить себе невозможно.

В очерке «Киев-город», изданном в 1923 году, он пишет о столице Украины такие строки: «Город прекрасный, город счастливый. Над разлившимся Днепром, весь в зелени каштанов, весь в солнечных пятнах. Сейчас в нем великая усталость после страшных громыхавших лет. Покой.

Но трепет новой жизни я слышу. Его отстроят, опять закипят его улицы, и станет над рекой, которую Гоголь любил, опять царственный город. А память о Петлюре да сгинет».

Отчасти поэтому многие киевляне против того, чтобы вычеркивать Булгакова из истории города, с которым он неразрывно связан. Да и в целом это слишком крупная фигура в литературе, чтобы так просто предать ее забвению.

Снос мемориальной доски Булгакову вызвал волну реакций. Кто-то воспринял позитивно. «Булгаков - замечательный русский писатель. Но… наши пути разошлись навсегда», - написал киевский айтишник Андрей Дума.

Поддержала акцию дерусификации и депутат Киевсовета Ксения Семенова, которая ранее призывала снести памятник Булгакову на Андреевском спуске. Но в комментариях к посту в соцсетях начали возражать многие жители города, в том числе с проукраинскими взглядами.

Вот лишь некоторые из высказываний:

«Путин рад. На Украине теперь мракобесие, сожжение ведьм и заодно и книг. Он своего добился. Потирает ручки и хихикает в кулачок».

«Очень стыдно профессору (ректору КНУ Владимиру Бугрову - прим. ред.) потакать Шариковым во власти. Вам не хватает понимания киевского контекста и смыслов для занимаемой должности».

«И Гоголя надо запретить - он же писал на русском и, кстати, получал пенсию от царя. И, чуть не забыл, Тарас Шевченко личный дневник вел также по-русски - потому и его немедленно запретить, как особо опасного московита».

Закончить хочется словами украинского телеведущего Дмитрия Спивака: «Охота на ведьм началась. В общем, незачем читать классиков. Так решили в каком-то "Экспертном корпусе" и демонтировали мемориальную доску. И правильно. Зачем нам быть образованными? И зачем нам быть едиными? Будем не с коррупцией бороться и некомпетентностью, а с культурой, литературой и наукой. Прямой путь к шариковщине. И по ночам петь что-нибудь вдохновляющее. Плохая тенденция. Не делающая нас сильнее и сплоченнее. Охота на ведьм никогда не объединяет людей. Это не патриотизм. И не стремление быть цивилизованными. Да и "Мастера и Маргариту" не мешало бы прочитать любому современному человеку».

Портал «Русский мир»

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии