Эксклюзивное интервью
Фарит Мухаметшин о современном мире, необходимости постоянно учиться и новых возможностях взаимодействия с соотечественниками специально для Сайта Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, в беседе с журналистом Наталией Вершининой.
Н.В.: Фарит Мубаракшевич, прежде всего, примите наши поздравления с новым высоким назначением! Теперь господин Мухаметшин - Ваше Превосходительство, то есть Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Молдова. Предлагаю начать разговор с того, что Вам удалось сделать, находясь на посту главы Россотрудничества. На взгляд многих специалистов, Вами была проделана большая работа. По той информации, что звучит в СМИ и по тому, как люди реагируют на происходящее в дальнем и ближнем зарубежье в отношении России, в том числе в вопросах ее взаимодействия с соотечественниками, чувствуется динамика, импульс, рост активности. Мы знаем, что именно Вы были тем человеком, который не только поддерживал идею создания Фонда поддержки и защиты прав соотечественников за рубежом, но и закладывал фундамент нашей работы сегодня.
Ф.М.: Спасибо Вам за такую оценку коллектива Агентства. На самом деле последние годы МИД России и Россотрудничество очень активно работали на направлении соотечественников за рубежом. Россотрудничеством во всех странах СНГ, где проживает большое количество соотечественников, созданы Российские центры науки и культуры. Арендованы прекрасные здания, в которых работают как россияне, командированные по линии Агентства, так и наши соотечественники - граждане России, проживающие в этих странах. Таким образом, учреждение Фонда поддержки и защиты прав соотечественников - это результат совместной работы многих организаций, работающих с соотечественниками. Прежде всего, это Правительственная комиссия по делам соотечественников, которую в течение многих лет возглавляет Сергей Викторович Лавров. Свой вклад внесли Россотрудничество и Координационные советы соотечественников, активно создаваемые в последние годы. И все мы пришли к единодушному выводу - требуется ещё одна форма работы по линии защиты прав соотечественников, юридической поддержки на различных направлениях, то есть возникла необходимость и возможность продолжить работу на новом уровне. Эта идея была выдвинута МИДом и Россотрудничеством и сразу поддержана Президентом России. Вскоре в соответствии с Указом Президента о создании Фонда его учредителями стали МИД России и Россотрудничество. С 1 января этого года Фонд начал активно работать. Без сомнения, очень хорошо, что его руководителем назначен Игорь Константинович Панёвкин, известный в системе МИДа человек, хороший юрист, правовед, который, нам кажется, обеспечит и даст возможность быстро, как говорится «с колёс», развернуть эту работу в полную силу в ближайшее время.
Н.В.: Фарит Мубаракшевич, а не говорит ли создание Фонда о том, что у наших соотечественников накопилось много проблем, которые они уже не в силах решить самостоятельно?
Ф.М.: Как я уже отметил, несмотря на то, что сегодня многое делается по линии государственных органов на направлении соотечественников либо по линии неправительственных организаций, а также самими Координационными советами, проблем, которые требуют решения в странах их нахождения, накопилось предостаточно, особенно правовых. Поэтому и оказалась востребована новая и в определенной мере уникальная организация - Фонд, с помощью которой адвокаты и юристы смогут оказывать содействие в персональном, частном плане в организации защиты прав наших соотечественников. В этой связи в деятельность Фонда заложены достаточно широкие полномочия, подкрепленные неплохим финансированием.
Я готов высказать несколько соображений по поводу того, как я видел бы деятельность Фонда в конечном итоге.
Н.В.: Нам очень интересно узнать ваше мнение.
Ф.М.: Итак, Фонд создан, сформированы управляющие органы - это Попечительский и Управляющий Советы, утвержден состав Правления Фонда, подобран аппарат Фонда, которые уже приступили к своей работе. Это опытные юристы, специалисты, профессионалы - их пока 12 человек, но, возможно, число сотрудников будет несколько увеличено, например, до 17.
Я отмечу только некоторые соображения, но те, которые могли бы быть первостепенными. Во всех документах Фонда заявлено, что сегодня основная работа будет проводиться по заявкам наших соотечественников или организаций соотечественников и их Координационных советов. Они могут обращаться в Фонд напрямую и в ответ получать различного характера поддержку. Виды оказания содействия могут быть различными, а не только правовая помощь. Утвержденный Устав Фонда предусматривает методическую, информационную, организационную и материальную поддержку при защите прав, свобод и законных интересов наших соотечественников за рубежом. И в этом плане открывается достаточно широкое поле деятельности как для Фонда, так и для создаваемых им за рубежом центров правовой защиты.
Среди важных задач, несмотря на то, что Фонд начинает работать на конкретных примерах и по конкретным заявкам, должен быть, на мой взгляд, еще и некий общий мониторинг правового положения соотечественников в тех государствах, где они постоянно проживают и где есть наибольшее количество проблем. Такой мониторинг должен быть обязательно! Ведь у Межправительственной Комиссии, у Россотрудничества, и у посольств об этих проблемах есть общее представление, но мониторинга в широком плане все-таки пока нет. На мой взгляд, Фонд может и должен развернуть такую работу.
Н.В.: Правильно ли я поняла, весь объем информации теперь может и должен концентрироваться в Фонде?
Ф.М.: Совершенно правильно.
Н.В.: Включая анализ ситуации в целом - по всему миру, не только по странам СНГ?
Ф.М.: Именно так. Задача Фонда - аккумулировать всё, что происходит с точки зрения защиты прав наших соотечественников за рубежом с тем, чтобы определить приоритеты своей работы и то, на каких направлениях ее нужно усиливать. Ведь что-то можно решать в течение короткого времени, а по некоторым делам и годы потребуются.
Н.В.: А кому-то и доброго слова будет достаточно?
Ф.М.: Верно! Потому что Фонд все равно не сможет решить все вопросы. Сложность заключается в том, что Фонду нужно будет обращаться для их решения как в государственные органы страны пребывания наших соотечественников, так и в государственные органы Российской Федерации. Какие-то юридические и социальные проблемы будут решать другие институты Российской Федерации и стран пребывания наших соотечественников. Естественно, потребуется принимать новые межправительственные соглашения либо инициировать изменения, позволяющие решать эти проблемы, в национальные законодательства. В этом контексте нужно комплексное общее видение этих проблем, а для этого необходимо проводить их постоянный мониторинг.
Таким образом, надо правильно определять приоритеты. Поэтому среди важных задач, на мой взгляд, кроме общего направления работы Фонда, должно быть его содействие неправительственным организациям и в России, и за рубежом. Фонд не сможет поднять этот груз в одиночку.
Н.В.: Вы имеете в виду оказание помощи правозащитным организациям?
Ф.М.: Не только правозащитным. Другим общественным организациям также. Это и Координационные советы, и объединения соотечественников, и НПО на различных направлениях - будь то культура, наука, образование или преподавание русского языка, деятельность русских школ и другие.
Н.В.: А таким образом, не выходим ли мы из поля юридической защиты?
Ф.М.: На мой взгляд, не выходим. Я как раз и говорю о защите прав соотечественников в широком плане. Об определенной структуре - о создании за рубежом центров правовой защиты для такой работы. В моем понимании, они будут создаваться при содействии организаций соотечественников, чтобы работать вместе с ними. Ведь лучше их никто не знает, какие проблемы надо решать, какие вопросы ставить перед органами власти Российской Федерации, перед органами власти своих стран.
На Всемирных конгрессах соотечественников, региональных конференциях ими поднимаются вопросы, а затем многие просто ждут их решения. Теперь всё это должно быть взаимосвязано - Фонд должен будет активно взаимодействовать с Координационными Советами или общественными организациями соотечественников в странах их проживания.
Среди важных направлений, кроме мониторинга, могло бы быть, на мой взгляд, ведение научных исследований международного и национального законодательств в сфере проблематики прав, свобод и законных интересов соотечественников, то есть должны быть точные научно обоснованные рекомендации и предложения по защите интересов соотечественников. Для этого нам было очень важно в основополагающих документах Фонда зафиксировать возможность проведения международных, региональных и страновых мероприятий. Теперь Фонд имеет все основания для организации конференций, семинаров, симпозиумов, круглых столов и многих других видов работы с участием российских и зарубежных официальных лиц и общественных деятелей, представителей объединений соотечественников с привлечением к этой работе средств массовой информации, известных ученых, юристов, адвокатов. Иными словами мы понимаем, что должно быть организовано общественное обсуждение: как выйти из некой конкретной ситуации, как решить ту или иную проблему, как правильно подойти к решению более сложных вопросов, ведь «с кондачка» это невозможно решить. Для этого нужны и воля, и возможность не только одной страны - Российской Федерации. Должно быть участие и той страны, где наши соотечественники проживают. Где нужно, там и об изменении законодательств можно подумать, а для этого требуется проводить очень серьезные исследования. Мне нравится, что Фонд сегодня такую возможность может профинансировать и поддержать проведение таких исследовательских работ, которые займут не один день, не неделю, а может и полгода или более длительный срок. Это очень важно.
Я бы настроил коллег по Фонду на параллельную работу. Одно направление - заниматься текущими повседневными делами - без сомнения, Фонд завалят заявками, «кто на новенького»! Другое направление - плановая работа, связанная с привлечением широкого круга общественности, научных исследовательских кругов, СМИ, государственных структур - это должно стать, на мой взгляд, важным направлением в деятельности Фонда.
Теперь о том, как будет оказываться юридическая помощь. Естественно, при защите прав и законных интересов наших соотечественников эта помощь будет оказываться в первую очередь посредством привлечения адвокатов и экспертов.
Н.В.: Адвокаты наши или зарубежные, так сказать, местные адвокаты?
Ф.М.: Откуда адвокаты, с точки зрения защиты прав соотечественников - неважно, из России они приедут или Фонд их будет подключать в странах пребывания соотечественников. Конечно, опора будет на известных юристов, адвокатов в тех странах, где возникли проблемы. Таким образом, создание центров правовой защиты будет не на пустом месте. Для этого мы специально пригласили в Управляющий совет и в Попечительский совет руководителей известных юридических и правовых ассоциаций, юристов и адвокатов в личном качестве. Например, Российская ассоциация юристов и Международная ассоциация адвокатов, которые имеют за рубежом разветвленную сеть своих представительств, особенно в странах СНГ. В рамках СНГ также сложилась определенная правовая база взаимодействия юристов и адвокатов. Мы полагаем, что одной из важных задач будет привлечение этих известных специалистов, но если нужно, поедут и российские специалисты или они будут работать совместно. Одним словом, центры правовой защиты должны будут работать с привлечением известных иностранных юристов и адвокатов. Если нужна будет финансовая помощь и материальная поддержка для развития того или иного направления, будь то судебные процессы, судебные издержки, связанные с этим, Фонд будет их оказывать, для этого и выделяются средства.
То есть, кроме грантовой - точечной работы, есть определенные средства на то, чтобы работать на перспективу и создавать эту перспективу. В этом плане у Фонда имеются широкие возможности. Нам представляется, что постепенно по мере накопления опыта работы, через год-полтора, может быть два, Фонд найдёт себя. Помня о том, что говорил Кузьма Прутков: «Нельзя объять необъятное», главное - Фонд должен найти свою стезю. На его стороне МИД, Россотрудничество, Правительственные комиссии и другие структуры государственных органов, работающих на этом направлении, включая Межправительственные комиссии по сотрудничеству между Россией и другими государствами, в рамках которых обсуждаются не только экономические и торговые дела. Там рассматриваются и гуманитарные аспекты сотрудничества в широком плане. В работе МПК могли бы принимать участие и представители Фонда.
Н.В.: А что касается дальнего зарубежья?
Ф.М.: Для дальнего зарубежья есть много двусторонних форм сотрудничества, в том числе двусторонних соглашений по оказанию юридической поддержки, правовой помощи. Будучи в Управляющем Совете, будем помогать и мы.
Н.В.: Фарит Мубаракшевич, а какие проблемы Вы собираетесь решать в Молдавии, ведь Вам предстоит командировка в неспокойную, как мне кажется, страну?
Ф.М.: Я полагаю, мне пока еще рано что-либо говорить по поводу моей будущей работы. Позвольте сначала туда приехать, вручить верительные грамоты, изучить обстановку на месте. Главную задачу я вижу в том, чтобы оказывать максимальное содействие в укреплении, расширении и углублении российско-молдавских отношений на всех направлениях, в том числе и в гуманитарной сфере. Между Россией и Республикой Молдова сегодня есть много интересных и перспективных направлений развития, и вы это в ближайшее время увидите. Я буду оказывать максимальное содействие в рамках своих полномочий и возможностей, накопленного за эти годы личного опыта работы в МИДе и Россотрудничестве. Думаю, на эту тему мы с Вами еще поговорим отдельно через какое-то время.
Н.В.: Не стоит даже сомневаться в том, что правовой центр Фонда поддержки в Молдове будет открыт в ближайшее время, как только Вы в качестве Чрезвычайного и Полномочного посла приступите к работе в этой Республике.
Ф.М.: Я буду максимально этому способствовать, хотя понимаю, что Фонд открывает свои центры правой защиты, взаимодействуя с Координационными советами и организациями соотечественников, которые сегодня действуют как в Молдове, так и в других странах. Уверен, что сотрудники посольств и представительств Россотрудничества не только в Молдове, но и во всех странах будут оказывать максимальное содействие Фонду. В этом нет никакого сомнения ни у меня, ни у кого бы то ни было, потому что МИД и Россотрудничество являются учредителями Фонда и, собственно, для этого Фонд и создавался.
Н.В.: Позвольте задать Вам несколько личных вопросов.
Ф.М.: Пожалуйста.
Н.В.: Чему Вас жизнь научила?
Ф.М.: Знаете, жизнь меня научила быть терпеливым и постоянно учиться. Потому что на каждом жизненном этапе человек должен соответствовать требованиям реальной жизни, постоянно обучаясь и воспринимая реальное положение дел вокруг себя. Независимо от того, есть ли у него за плечами серьёзные учебные заведения, серьёзные должности или нет. Современная жизнь настолько быстротечна и требовательна к людям, к их профессиональной подготовке, что умение решать текущие проблемы без постоянного самообразования сложно. Вот жизнь меня и научила на каждом этапе своей жизни стараться найти золотую середину между своими интересами, которые ты решаешь сегодня, и требованиями времени, перспективой - при этом стараться хоть чуть-чуть идти на опережение с тем, чтобы быть готовым к решению еще более сложных задач.
Н.В.: А какой случай или, может быть, событие подтолкнуло Вас к решению служить всем народам, быть дипломатом в разных ипостасях?
Ф.М.: Трудный вопрос. Как и откуда это возникает? Все созревает в человеке постепенно. Достигая какого-то уровня, человек ставит перед собой новые задачи. Допустим, когда я учился в школе, для меня самая высокая цель в то время была космонавтика - космонавты, летчики, самолето и ракетостроение…
Н.В.: Вы хотели стать космонавтом?
Ф.М.: Это было для молодых людей тем высоким приоритетом, к которому все стремились. Нет, космонавтом я не мечтал стать, но человеком, который может строить самолеты, летать - такую задачу я себе ставил. Поэтому по окончании Казанского авиационного института я начал работать в головном научно-исследовательском институте в этой сфере - ЦАГИ. А потом возникли другие интересы, другие задачи, постепенно появлялись новые мечты, и каждая мечта требовала реализации. Потом пошли иностранные языки, их изучение, затем пришла международная деятельность - сначала Комитет молодежных организаций страны, Дипакадемия, потом МИД, работа в структурах государственных органов, Правовая Академия. То есть, таким образом, я находился в постоянном напряжении - догнать время…
Н.В.: Так осуществлялись Ваши мечты?!
Ф.М.: Ну, примерно так! Во всяком случае, задачи, которые я перед собой ставил на каком-то этапе, они решались, конечно, не без труда.
Н.В.: Мечты сбываются?
Ф.М.: Знаете, если очень захотеть, если об этом думать, если к этому прикладывать усилия, то конечно.
Н.В.: Какой девиз по жизни Вы выбрали для себя?
Ф.М.: Их у меня несколько! Только одно сказать могу - терпение. Надо иметь в жизни хорошее терпение и реальную ситуацию вокруг себя воспринимать как некое испытание для себя. Ты должен это испытание проходить терпеливо, настойчиво добиваясь решения своего вопроса или достижения своей цели, но упорно следовать этому и идти, естественно, самым честным путем.
Н.В.: Я не могу не задать вопрос господину Фариту Мубаракшевичу Мухаметшину – ах, словно восточная мелодия звучит в Вашем имени, отчестве и фамилии, Восток… - а это значит притчи, легенды, мифы, это такое образное, красивое мышление! Может быть, есть какая-то легенда, которую Вы пронесли в своем сердце с детства, возможно, мама, отец оставили Вам эту историю, бабушка, дедушка? Вот ту самую, восточную мудрость - из детства.
Ф.М.: Мое имя, отчество и фамилия - это самые известные на Востоке слова и их сочетание. В них - мои бабушки и дедушки… Со стороны матери в семье были образованные люди, бабушка в свое время заканчивала медресе, хорошо писала, говорила по-арабски, знала Коран.
Н.В.: Татары…
Ф.М.: Да. Со стороны отца были люди от земли. Они были крепки с точки зрения работы на земле... У моего деда по отцу было пятеро детей, а у моего отца - шестеро - многодетная, патриархальная семья …. Всходы? Бабушкины и дедушкины в первую очередь…
Какие-то притчи, давайте, будем вспоминать их в следующий раз, когда вы приедете в Кишинев, тогда я Вам более подробно и раскованно расскажу, на примере какой литературы, фольклора и народной мудрости мы воспитывались...
Н.В.: Договорились, если Вы пообещаете, что мы сравним их с молдавской мудростью!
Ф.М.: Хорошо!
Н.В.: Счастливого пути!
20 апреля 2012 года МИД Российской Федерации командировал Ф.М. Мухаметшина в Республику Молдова.
Фото Ирины Юдиной