Недавняя история с противозаконным задержанием журналистов телеканала LifeNews Олега Сидякина и Марата Сайченко, подвергшихся затем жестокому обращению в украинском плену, стала еще одним наглядным свидетельством «нового порядка» по-майдановски, установленного на Украине после прихода к власти националистических сил. Наряду с откровенно бандитскими «методами работы» украинских силовиков в данной ситуации обращает на себя внимание и довольно неприглядное поведение местного медиа-сообщества и примкнувших к нему записных борцов за свободу слова и права журналистов из числа всевозможных неправительственных организаций.
Прискорбно, но факт остается фактом – такого понятия, как журналистская солидарность на Украине больше не существует. Вопиющийинцидент с задержанием российских журналистов вызвал широкий резонанс не только в России, но и за ее пределами. Свою обеспокоенность по данному поводу высказали представители различных международных организаций и структур, включая ООН, ОБСЕ и Совет Европы. Даже госдепартамент США устами своего представителя Джен Псаки, в конце концов, выдавил из себя (пусть и крайне неохотно и весьма неискренне, о чем ниже) призыв к киевским властям расследовать происшедшее и освободить задержанных россиян.
И только украинские журналисты хранили невозмутимое молчание, наблюдая у телеэкранов, как российских коллег демонстративно, на камеру, «прессовали» боевики Нацгвардии, передавшие их затем в многоопытные руки «спецов» из СБУ. Ни единого слова осуждения творимого беззакония не последовало в те дни и от многочисленных общественных организаций, включая Национальный союз журналистов Украины, и правозащитных структур, годами подвизающихся на ниве «борьбы с цензурой» и защиты свободы слова.
Нашлись и такие, кто прямо одобрил захват российских журналистов, призвав отдать их под суд, как террористов. Особо воинственную позицию в этом вопросе заняли всевозможные «грантоедские» конторы вроде «Института массовой информации», экс-руководитель которого Виктория Сюмар сегодня в ранге замсекретаря СНБО как раз усердно занимается зачисткой украинского медиа-пространства от неугодных СМИ.
Можно, конечно, допустить, что подобная позиция была продиктована, среди прочего, настоятельной рекомендацией «старших товарищей» и спонсоров из-за океана. По их мнению, задержанные российские журналисты якобы «неправильно» освещали события на Юго-Востоке Украины (информация об этом на днях появилась в Интернете со ссылкой на анонимный источник в одной из влиятельных украинских неправительственных организаций). Как говорится, кто платит деньги, тот и музыку заказывает, а украинские «независимые» журналисты и правозащитники как никто другой знают истинную цену своей «независимости».
Впрочем, вряд ли стоит все сводить к одной лишь финансовой подоплеке. Нарушения прав российских (да и не только) журналистов, препятствование их профессиональной деятельности на территории Украины, участившиеся случаи давления на печатные и электронные СМИ, неугодные нынешним киевским властям, за последнее время приобрели системный характер. Достаточно вспомнить многочисленные запреты на въезд на территорию Украины сотрудникам российских СМИ или атаку силовых структур на популярную украинскую газету «Вести».
Однако, как и в случае с задержанием журналистов телеканала LifeNews, эти и многие другие примеры явного попрания основополагающих принципов свободы слова прошли мимо внимания украинского «гражданского общества». И дело тут не только в очевидной нравственной деградации профессиональных «борцов за демократию» на американские гранты, но и в совершенно сознательном политико-идеологическом выборе.Знаменитое изречение, которое молва приписывает старику Вольтеру – «Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать» – явно не относится к числу базовых принципов, определяющих мировосприятие «национально озабоченных» украинских журналистов. Им гораздо ближе по духу заветы отцов-основателей украинского интегрального национализма (т.е. нацизма), превыше всего ставивших ненависть к разного рода «врагам нации».
Вот лишь несколько заголовков материалов, которыми сейчас пестрят украинские интернет-издания, официально декларирующие своей целью защиту свободы слова и прав журналистов: «Можно ли назвать отключение российского ТВ в Украине цензурой?», «Рекомендации по использованию терминов "сепаратисты", "террористы", "оккупанты"», «Проблема с Лайфньюс. Как нам поступать с солдатами Теле-России?», «Украинские фронты информационной войны», «Пятая медиаколонна» и т.п.
Право же, после всего перечисленного как-то неуместно и даже смешно вспоминать о какой-то журналистской этике, включая «Международные принципы профессиональной этики журналиста», принятые ЮНЕСКО еще в 1983 году. Один из них, кстати, дословно гласит следующее: «Настоящий журналист отстаивает всеобщие ценности гуманизма, прежде всего мир, демократию, права человека, социальный прогресс, национальное освобождение…».
Продираясь через мутный поток воспаленного сознания «укропатриотов», задаешься только одним вопросом: если это – свобода слова, что же тогда – геббельсовская пропаганда?..
Фото vesti.ru: Олег Сидякин и Марат Сайченко