Выступление Постпреда РФ при ОБСЕ о ситуации с правами человека на Украине

31.07.2021

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ о грубых и систематических нарушениях Украиной прав человека и основных свобод, включая права национальных меньшинств, Вена, 29 июля 2021 года.

Уважаемая госпожа Председатель,

Положение с правами человека на Украине остается крайне тяжелым, без перспектив улучшения. В этом государстве-участнике ОБСЕ при попустительстве властей продолжаются системные нарушения прав и свобод человека.

Серьезную озабоченность вызывает ситуация со свободой, а точнее несвободой СМИ. Киев продолжает политику тотальной зачистки информационного поля от неугодных. Любые не вписывающиеся в линию нынешней администрации издания блокируются или запрещаются. Всех и не перечислить, напомню только, что речь идет о 468 Интернет-ресурсах, среди которых «Яндекс», «Яндекс-Украина», «Mail.ru», «ВКонтакте», «Одноклассники», «Лаборатория Касперского» и едва не все без исключения российские СМИ: «Первый канал», «НТВ», «ВГТРК», МИА «Россия сегодня», «Спас ТВ» и другие. Причем ряд заблокированных ресурсов находятся в доменных зонах Германии, Италии и других стран.

Обыденностью стали обыски в редакциях и уголовные преследования их сотрудников под надуманными предлогами. Ярким примером, насколько далеко Киев готов пойти в борьбе с так называемой «дезинформацией», является февральский (2021 года) указ Президента В.Зеленского о закрытии восьми телекомпаний, включая три крупнейшие общенациональные телеканала – «112 Украина», «NewsOne» и «ZIK». Запрета вещания, однако, властям оказалось недостаточно. В апреле они добились блокировки страниц упомянутых СМИ на платформе «YouTube». Вопиющую практику подавления свободы слова в стране продолжил 21 июля уполномоченный по защите государственного языка на Украине Т.Кремень. Он призвал национальный регулятор ввести санкции в отношении шести украинских телеканалов – «Интер», «Украина», «ICTV», «Мега», «К1» – за трансляцию фильмов на русском языке. Такое грубое попрание права на доступ к информации происходит при полном молчании покровителей Киева в США и Евросоюзе.

Критической остается ситуация с безопасностью журналистов. Характерный пример – избиение националистами корреспондента видеоагентства «Ruptly», «посмевшего» 10 мая брать интервью у прохожих об их отношении ко Дню Победы. Нерасследованными и безнаказанными остаются убийства Анатолия Кляна, Антона Волошина, Игоря Корнелюка, Андрея Стенина, Андреа Роккелли, Олеся Бузины, Сергея Долгова, Вячеслава Веремия, Вадима Комарова и многих других. 20 июля исполнилось пять лет со дня гибели тележурналиста Павла Шеремета. Несмотря на все бравурные обещания украинских правоохранительных структур виновные продолжают оставаться на свободе.

На фоне абсолютного бездействия Киева по обеспечению безопасности сотрудников прессы функционирует и пополняется новыми данными скандальный сайт «Миротворец». Раскрывая персональные сведения, в том числе журналистов, он ставит их жизнь под прямую угрозу.

Продолжается массовая дискриминация национальных меньшинств и этнических групп. Новые нормы законов о государственном языке и об образовании являются яркими примерами посягательства на стремление граждан Украины говорить на русском языке – родном для большинства населения этой страны.

Особо усердствует уполномоченный по защите государственного языка Т.Кремень, который активно добивается сужения пространства для использования других языков. Так, в ноябре прошлого года он потребовал от депутатов ряда местных советов отменить их решения, действующие в Днепропетровской, Закарпатской, Запорожской, Луганской, Николаевской, Одесской, Херсонской и Черновицкой областях, о наделении иных языков статусом региональных. Помимо этого, он направил генеральному прокурору Украины запрос на оказание соответствующего давления, в том числе в судебном порядке. В декабре 2020 года, в апреле и мае 2021 года суды в Одессе, Запорожье и Харькове вынесли решения, лишающие русский язык какого-либо статуса.

Кстати, по данным официального доклада того же уполномоченного по защите государственного языка, за последнее время количество классов с русским языком преподавания сократилось более чем в два раза – с 11563 в 2019 году до 5421 в 2020 году.

Эти дискриминационные шаги украинских властей противоречат Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, а также Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств.

Дискриминационная сущность законодательства в языковой сфере, на которую указывала Венецианская комиссия Совета Европы в 2019 году, не преодолена. Более того, 14 июля 2021 года Конституционный суд Украины признал соответствующим конституции дискриминационный закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного». И это вопреки его явному противоречию основному закону страны и тому факту, что он принимался с серьезными нарушениями регламента Верховной Рады. Понятно, что данная инициатива направлена на насильственную украинизацию этнических групп и нацменьшинств, а также сужение пространства для использования русского языка. Причем упомянутое решение принято на фоне беспрецедентного конституционного кризиса, когда Президент Украины пытался сместить главу Конституционного суда А.Тупицкого. В результате вынесение постановления прошло в отсутствие последнего. А в тот же день другая судебная инстанция – Верховный суд – постановила, что Президент не имел полномочий отстранять А.Тупицкого.

Практически сразу после этого – 16 июля нынешнего года – вступил в силу очередной набор норм упомянутого закона. Они коснулись культурно-развлекательной сферы, туристической отрасли, кинопроизводства, демонстрации фильмов, сериалов в кинотеатрах и на телевидении, книгоиздания, концертной и театральной деятельности, музейного дела. Теперь обязательному дублированию или озвучиванию на украинском языке подлежат неукраиноязычные киноленты. Вводятся квоты на количество сеансов непереозвученных фильмов в кинозалах – в месяц оно не должно превышать 10% от общего числа. Разумеется, при наличии субтитров на украинском языке. 15 июля в Верховную Раду поступил законопроект, предлагающий обязать онлайн-кинотеатры транслировать на украинском языке 75% фильмов, произведенных и/или впервые распространенных после 16 июля 2021 года, доступ к которым возможен с территории Украины.

Что касается книжных издательств, то они теперь обязаны выпускать на украинском языке не менее 50% книг совокупного годового тиража. При этом исключения сделаны для изданий на языках Евросоюза и «коренных народов». Самый распространенный на Украине язык – русский – в этот перечень не вошел.

Вводится также обязательная сдача экзамена на уровень владения украинским языком лицами, претендующими на замещение государственных должностей, трудоустройство в органах местного самоуправления или получение украинского гражданства.

Не менее одиозен недавно принятый закон «О коренных народах Украины», претендующий на экстерриториальность и предполагающий неравное политико-правовое положение для различных этнических групп. К «коренным» закон отнес народы, не имеющие государственного образования за пределами Украины. По большому счету, это стало не более чем «пиар-ходом», направленным на использование трех народов в дальнейшей политической «игре» Киева, поскольку сам закон попросту не соответствует международным рабочим определениям «коренных народов». Тем самым

в него заложен серьезный конфликтогенный потенциал, а заодно многомиллионное русскоговорящее население поставлено в дискриминационное положение.

При этом Киев демонстративно «забывает» о предусмотренном п.11 «Комплекса мер» праве на языковое самоопределение для жителей Донбасса. Точно так же украинские власти предпочитают не вспоминать о рекомендации Венецианской комиссии Совета Европы от 2019 года относительно принятия закона «О национальных меньшинствах».

Все это происходит на фоне усилий властей Украины по переписыванию истории и деятельного попустительства неонацизму. Происходит обеление и героизация нацизма и нацистских пособников, которые искаженно подаются как «участники национально-освободительных движений» и получают широкую государственную поддержку. Вот свежий пример. 26 июля в г. Золочеве Львовской области прошли торжественные мероприятия в честь погибших из дивизии СС «Галичина» под Бродами. Принимавшие участие в этой сходке официальные лица, включая мэра города, были в футболках с эмблемой упомянутой дивизии. Кстати, структуры СС, включая войска СС (к которым относится дивизия войск «Галичина»), объявлены Нюрнбергским трибуналом преступными.

А как же нормы украинского законодательства, которые запрещают пропаганду нацистской символики? Но нет, тут дан «зеленый свет». Вольготно чувствуют себя праворадикальные организации такие, как «Правый сектор», «Азов», «Социал-национальная ассамблея» и другие. Они открыто разжигают этническую ненависть, активно насаждают идеи расового превосходства и национальной исключительности.

При этом 23 июля во Львове был завершен снос Монумента Боевой славы – памятника советским солдатам, павшим в годы Великой Отечественной войны при освобождении этого города. Тогда в ожесточенных боях с нацистами на Западной Украине погибли 65 тыс. воинов Красной Армии из всех республик Советского Союза. 3,5 тыс. из них были похоронены рядом с львовским мемориалом. Подобное осквернение собственного прошлого является циничным актом государственного вандализма.

Словом, с момента антиконституционного переворота на «майдане» 2014 года ситуация на Украине еще больше деградировала. Остаются нерасследованными массовые убийства мирных протестующих в одесском Доме профсоюзов 2 мая 2014 года, а также в Мариуполе 9 мая того же года, преступления в ходе так называемой «антитеррористической операции»

и многие другие.

Как мы сегодня показали, эти нарушения дополнялись новыми бесчинствами: тотальная украинизация образования и СМИ вопреки международным обязательствам в области защиты прав национальных меньшинств, гонения на журналистов и многое другое – список нескончаемый.

Все эти факты указывают, что на Украине установилась так называемая «административная практика». Это юридический термин, означающий систематическое попустительство на уровне властей нарушениям Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод со стороны не только органов власти, но и частных лиц. В этой связи Российская Федерация подала межгосударственный иск против Украины в Европейский суд по правам человека. В условиях, когда Киев упивается своей полной безнаказанностью на фоне бездействия международных структур, своевременность этого шага очевидна.

Рассчитываем, что Суд проявит непредвзятый подход при рассмотрении российской жалобы, а также детально изучит представленную солидную доказательную базу нарушений прав человека украинскими властями.

Призываем и профильные структуры ОБСЕ, включая Бюро по демократическим институтам и правам человека, Верховного комиссара по делам национальных меньшинств и Представителя по вопросам свободы СМИ, адекватно и своевременно реагировать на попрание Киевом обязательств в правозащитной сфере.

Благодарю за внимание.

МИД России

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии