Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова и ответы на вопросы в ходе «правительственного часа» в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Москва, 13 декабря 2023 года

13.12.2023

Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова и ответы на вопросы в ходе «правительственного часа» в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Москва, 13 декабря 2023 года:


— Уважаемая Валентина Ивановна,

Уважаемые члены Совета Федерации,

Коллеги,

Рад очередной возможности принимать участие в «правительственном часе».

Взаимодействие между нашим Министерством и Федеральным Собранием, его палатами, комитетами и комиссиями носит давний и товарищеский характер. Высоко ценим доброе, непредвзятое отношение со стороны парламентариев. Насыщенная «обратная связь» на деле способствует повышению эффективности российской дипломатической службы. Богатейший опыт сенаторов в самых разных сферах без преувеличения является важным подспорьем в нашей деятельности.

Заинтересованы в продолжении совместных усилий по реализации внешнеполитического курса, утвержденного Президентом Российской Федерации. Его целями остаются обеспечение безопасности России, создание благоприятных внешних условий для ускоренного внутреннего развития и укрепление позиций страны на международной арене в качестве одной из ведущих мировых держав. Это по праву нам принадлежит. В работе по достижению этих целей для нас особенно ценна поддержка законодателей, выражающих чаяния всего нашего народа.

Будем и далее всемерно содействовать всем начинаниям в сфере парламентской дипломатии – будь то двусторонние контакты с зарубежными партнерами или участие в многосторонних форумах по линии ОДКБСНГБРИКС«Группы двадцати»ООН, Межпарламентского союза и на других площадках.

Особо упомяну инициативу Всероссийской политической партии «Единая Россия» по проведению в Москве международного межпартийного Форума сторонников борьбы с современными практиками неоколониализма. Её поддержали всеми фракциями. По линии МИД активно способствуем подготовке и последующей реализации.

С момента нашей последней встречи в декабре 2021 г. ситуация в мире проще не стала. Многое из того плохого, что происходит, коренится в неуемном стремлении Вашингтона и небольшой группы присягнувших ему стран навязывать всему миру свое видение «всего и вся». Отсюда – всякие пресловутые концепции типа «порядка, основанного на правилах» и деление всех государств на демократии и автократии. Смысл таких построений очевиден, прост и не скрывается: обеспечить себе, то есть Западу, привилегированное положение и продолжать решать задачи своего развития за счет других. В данном случае – за счет Мирового большинства. К честному, равноправному взаимодействию с другими странами западники по-прежнему не готовы.

Вместе с тем очевидно, что прямолинейно и грубо сдерживать новые мировые центры роста и развития больше не получается. Расклад сил быстро меняется не в пользу западных коллег. Совокупный ВВП стран БРИКС (эти цифры недавно приводил Президент В.В.Путин) – по паритету покупательной способности – еще в 2021 г. превысил аналогичный показатель «Группы семи». Со вступлением в объединение новых членов (с 1 января 2024 г.) разрыв возрастет. По итогам прошлого года Россия, вопреки санкциям, по тому же показателю поднялась на пятое место в мире (5,33 трлн долл.), опередив Германию (5,31 трлн долл.). Причем по всем оценкам в этом году темпы прироста нашей экономики составят более 3%, а экономика ФРГ сократится.

Нашим недоброжелателям нелегко осознавать, что ставка на санкционный блицкриг против российской экономики полностью провалилась. Поэтому те, кто развязал против нас гибридную войну, не признают своих ошибок, пытаются задействовать новые нелегитимные инструменты для того, чтобы «истощать» Россию (как они говорят), лелея мечту устранить нашу страну как самостоятельную геополитическую величину.

В этих же целях «коллективный Запад» активно использует украинских неонацистов. После краха надежд, которые возлагались на «контрнаступление», в Вашингтоне перестали говорить о стратегическом поражении России на поле боя. Включили (как проявилось в ходе визита В.А.Зеленского) новую мантру: «не дать Путину победить» на Украине, мол, потом он всю НАТО завоюет. И тогда Америке не отсидеться. Но суть их подходов не меняется – заставить своих киевских «клиентов» умирать ради интересов хозяев за океаном, чтобы попытаться подорвать развитие России. Как неоднократно говорил Президент В.В.Путин, мы ( и вы видели это по реальным делам) к такому вызову готовы и продолжим твердо отстаивать свою правду.

Курс на изоляцию Россию потерпел фиаско. Многочисленные контакты Президента В.В.Путина со своими зарубежными коллегами показывают, что наша ответственная, опирающаяся на принципы Устава ООН линия пользуется самой широкой поддержкой государств Мирового большинства.

Происходящие в мире тектонические сдвиги и прогнозы эволюции международной обстановки нашли свое отражение в новой редакции Концепции внешней политики, утвержденной Указом Президента 31 марта с.г. В документе провозглашена цивилизационная миссия России как мировой державы, играющей уравновешивающую роль в международных делах.

Мы не подстраиваемся под концепции и схемы, выдвигаемые другими странами. Самостоятельно формируем внешнеполитическую повестку, ориентируемся на собственные приоритеты, соблюдая общепризнанные нормы международного права и учитывая интересы партнеров, готовых с нами работать, на основе взаимного уважения и учета интересов.

В числе ключевых задач наращивание стратегического партнерства и союзничества с государствами ближнего зарубежья – как в двусторонних, так и многосторонних форматах. Углубляется интеграция в рамках Евразийского экономического союза, где Россия в текущем году является председателем. В 2024 г. будем председательствовать в Содружестве Независимых Государств.

Расширяется сотрудничество в рамках Союзного Государства России и Белоруссии. С нашими белорусскими друзьями тесно координируем внешнеполитические шаги, в том числе на ключевых международных площадках. Неотъемлемым фактором является работа в ОДКБ, которая остается важным механизмом региональной безопасности и стабильности.

Придаем большое значение связям с другими соседями и в целом со всеми странами евразийского континента. Наилучший период в своей истории переживают российско-китайские отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. Трудно переоценить роль насыщенного доверительного диалога на высшем уровне. Только в этом году состоялись два российско-китайских саммита (в марте в Москве и в октябре в Пекине). Внешнеполитическая связка Москвы и Пекина играет стабилизирующую роль на международной арене.

Поступательно продвигаются отношения особо привилегированного стратегического партнерства с Индией. По нарастающей развиваются связи с государствами АСЕАН, Турцией, со странами Ближнего Востока. Это получило яркое отражение в ходе визитов Президента России В.В.Путина в ОАЭ и Саудовскую Аравию и его переговоров с Президентом Ирана Э.Раиси в Москве.

Совместно с африканскими друзьями работаем над реализацией решений второго саммита Россия-Африка в Санкт-Петербурге в июле с.г., включая договоренность создать механизм регулярных встреч министров иностранных дел России, которую мы реализуем.

Разноплановое сотрудничество связывает нас с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна. Особо отмечу вклад в развитие связей с этим регионом контактов по парламентской линии. Самой высокой оценки заслуживают итоги состоявшейся в Москве 29 сентября – 2 октября с.г. международной парламентской конференции «Россия – Латинская Америка». По составу участников и их отзывам, которыми они делились с нашими дипломатами, это мероприятие было крайне полезным и перспективным.

С 1 января 2024 г. Россия заступает на председательскую «вахту» в БРИКС. Это объединение – одна из несущих опор формирующегося многополярного миропорядка. Будем содействовать плавной интеграции новых участников в рабочие структуры БРИКС. Рассчитываем выйти на Казанский саммит в октябре следующего года с солидным набором решений в сфере политики, безопасности, в финансово-экономической и культурно-гуманитарной областях. Запланировали около 200 мероприятий, включая министерские контакты. Встреча министров иностранных дел БРИКС состоится летом 2024 г. в Нижнем Новгороде.

На схожих с БРИКС равноправных, взаимоуважительных началах функционирует Шанхайская организация сотрудничества. Рассматриваем ШОС в качестве стержневого элемента Большого Евразийского партнерства, открытого для всех расположенных на нашем континенте государств и организаций. Интерес к данной инициативе Президента В.В.Путина, выдвинутой в 2015 г., проявляют многочисленные международные партнеры, включая государства-члены АСЕАН и наших китайских друзей, которые поддерживают сопряжение интеграционных усилий в рамках ЕАЭС и проектов, осуществляемых под эгидой инициативы «Один пояс, один путь».

На фоне позитивных тенденций, отражающих объективный процесс формирования подлинно полицентричного, справедливого мироустройства, западная часть евразийского континента всё глубже погружается в политический, социально-экономический и идейный кризис. Под диктатом Вашингтона страны Евросоюза утрачивают свою самостоятельность, разрывают взаимовыгодные связи с Россией, которые многие десятилетия помогали обеспечивать их экономическое благополучие. Ради лояльности гегемону они лишают себя колоссальных сравнительных, конкурентных преимуществ, данных нашему общему пространству историей. Для оправдания губительного русофобского курса развернута фронтальная атака на общую историю. В рамках ведущейся против России гибридной войны в ряде стран Европы, прежде всего в Польше и Прибалтике (но не только), вслед за киевским режимом прославляют гитлеровских коллаборационистов и сносят памятники советским воинам-освободителям. Многие годы боремся с фальсификацией истории, в том числе в рамках Генеральной Ассамблеи ООН, где мы ежегодно вносим проект резолюции о борьбе с героизацией нацизма, который пользуется поддержкой подавляющего большинства мирового сообщества, кроме «коллективного Запада».

Особую озабоченность вызывает то обстоятельство, что Германия, Италия и Япония (бывшие государства «оси») второй год подряд проголосовали «против». Раньше они воздерживались. Такое поведение Берлина, Рима и Токио ставит под сомнение искренность их раскаяния за совершенные преступления против человечности в годы Второй мировой войны. Равно как и договоренности и понимания, с учетом которых эти три страны принимались в члены ООН. Это заставляет задуматься, в каком безрассудном состоянии сейчас пребывает «коллективный Запад».

Среди наших безусловных приоритетов и защита законных прав российских граждан за рубежом. В последнее время на Западе они подвергаются откровенной дискриминации и гонениям по национальному признаку. Другая актуальная задача – помощь соотечественникам в районах кризисов. Весь мир видел, как МИД и МЧС России «вытаскивали» из сектора Газа, а за несколько месяцев до этого из Судана, россиян, а также граждан стран СНГ и других государств, оказавшихся в беде из-за обострившихся локальных конфликтов.

На повестке дня и дальнейшее сплочение многонационального и многоконфессионального Русского мира. Пользуясь возможностью, хотел бы обратить ваше внимание на крайне востребованное начинание, получившее старт в этом году – международное Движение русофилов, объединяющее иностранных граждан, чувствующих духовную и культурную близость России и разделяющих ее традиционные нравственные ценности. В начале 2024 г. планируется широкий съезд Движения.

Работаем над раскрытием потенциала культурной, общественной, народной дипломатии. Будем по максимуму использовать возможности Международной организации по русскому языку, учрежденной лидерами СНГ в октябре с.г. по инициативе Президента Казахстана К.-Ж.К.Токаева. Она предполагает участие представителей любых стран нашей планеты.

Программу действий дня на мировой арене дополняет целый ряд крупных международных мероприятий в гуманитарной области, намеченных на 2024 г. В их числе – Всемирный фестиваль молодежи«Игры будущего» и Игры БРИКСВсемирные игры дружбы. В этом ряду назову также возрождаемый на новой концептуальной основе песенный конкурс «Интервидение». По линии Министерства иностранных дел сделаем всё возможное для того, чтобы пребывание спортсменов, артистов и гостей из-за рубежа в нашей стране оставило у них самые лучшие впечатления.

Уважаемые коллеги,

Утвержденная Президентом В.В.Путиным внешнеполитическая линия носит долгосрочный стратегический характер. Она не подвержена двух/четырехлетним «электоральным циклам», как во многих странах Запада, где политики кичатся своими якобы демократичными традициями. Но на деле все долгосрочные стратегические интересы своих народов приносят в жертву электоральным «маневрам» и интригам.

Наш курс в мировых делах не зависит от капризов недоброжелателей. Главное, что он пользуется широкой поддержкой ведущих политических сил и граждан страны. Это один из ключевых факторов, который придает нашим шагам на международной арене необходимую устойчивость, обеспечивает эффективность решения задач национального развития, повышения уровня и качества жизни всех российских граждан.


Вопрос: Какие Вы видите перспективы развития ООН в контексте ситуации на Ближнем Востоке?

С.В.Лавров: Наверное, Вы следите за действиями, которые предпринимает наша дипломатия вместе с коллегами из подавляющего большинства государств. Задача – остановить кровопролитие, обеспечить выполнение всех норм международного гуманитарного права, включая защиту гражданского населения во время боевых действий, недопущение неизбирательных обстрелов территорий, на которых находится гражданская инфраструктура и тем более мирные жители.

Вы слышали позицию, которую занимают наши израильские коллеги. Они считают, что у них есть полное право любыми средствами уничтожить ХАМАС. В режиме реального времени видим, что является результатом такой линии. По сути дела, сравниваются с землей кварталы. Погибло уже более 18  тысяч (с каждым днем эта цифра увеличивается) мирных граждан. Из них 2/3 – это женщины и дети. Ситуация ужасная. В ООН, к сожалению, идет спор о том, кто возобладает в риторике, в идеологической борьбе (если хотите).

Мы с самого начала решительно осудили (в том числе устами Президента России В.В.Путина) террористический акт ХАМАС 7 октября с.г. против мирных израильтян с огромным количеством жертв. Срочно призвали к необходимости подавления такой террористической деятельности. Но одновременно не можем признать приемлемыми методы, которые стали использоваться против ХАМАС. От них на самом деле больше всего страдали мирные граждане.

Наши израильские коллеги (по-моему, г-н Б.Нетаньяху) сказали, что соотношение жертв террористов и жертв среди мирного населения примерно один к одному. Это мало похоже на действительную ситуацию. Проверить состояние дел по факту невозможно. Даже сотрудники ООН испытывают колоссальные трудности не просто в передвижении по сектору Газа, а даже в нахождении там. Не говоря уже о том, что около 100 сотрудников ООН (рекордная цифра для любого конфликта) потеряли свои жизни в секторе Газа.

На этом фоне вместе с большинством других стран, прежде всего арабского и мусульманского мира, и других членов Движения неприсоединения инициировали в Совете Безопасности проект резолюции, которая призывала бы к гуманитарному прекращению огня. На это наши западные коллеги не пошли. Они заблокировали наш проект резолюции, потом похожую резолюцию, выдвинутую Бразилией.

Тогда развивающиеся страны обратились в Генеральную Ассамблею ООН. Там была принята смягченная резолюция не с требованием о гуманитарном прекращении огня, а с призывом к гуманитарному перемирию. Запад проголосовал и против этого слабого призыва. Затем для того, чтобы «обозначить» какое-то отношение к происходящему в Совете Безопасности прошла резолюция еще слабее, чем резолюция Генеральной Ассамблеи. Там уже говорилось не о прекращении огня, даже не о перемирии, а о гуманитарных паузах на несколько дней при понимании, что сразу после них возобновятся боевые действия.

Мы воздержались, не стали ее блокировать. Только потому что это хоть что-то. Но когда Совет Безопасности принимает тексты по очевидно гуманитарному вопросу, когда гибнут люди, и этот текст обесценивает даже слабый призыв Генеральной Ассамблеи – это непорядок.

В этом месяце наши друзья из ОАЭ завершают свое пребывание в Совете Безопасности. Они искренне пытаются согласовать резолюцию, которая будет отвечать авторитету и ответственности Совета Безопасности. Стараемся им активно помочь. Пока не получается.

Там есть много юридических аспектов, о которых идет спор. Самое главное, что Запад на любую резолюцию, направленную на принятие конкретных действий по спасению мирных граждан, обязательно должен навесить политические оценки. Требуют специально осудить ХАМАС. В ответ развивающиеся страны предлагают тогда осудить и ответ Израиля. Говорят, мол, нет, ХАМАС осуждаем, а Израиль имеет право на самооборону. Развивающиеся страны приводят в ответ решение Международного суда, которое продолжает действовать и которое гласит (его принимали более 15 лет назад), что оккупирующие державы в отношении оккупируемой территории не пользуются правом на самооборону. Здесь конфликт правовой оценки ситуации и политических лозунгов.

Мы многократно это произносили, в том числе в оценках, которые давал Президент России В.В.Путин. Услышали, что сказал Генеральный секретарь ООН А.Гутерреш как хранитель Устава ООН. Он сказал, что террористический акт 7 октября с.г. возмутителен, не может быть ничем оправдан, но он произошел не в вакууме. Под «вакуумом» он имел в виду имеющееся решение, которому уже 75 лет. В соответствии с ним рядом с государством Израиль должно было быть создано государство Палестина, арабское государство. Его никто не создал. Судя по позиции, занимаемой Западом, они и не собираются создавать палестинское государство.

По нашим данным, Запад и уже нынешнее израильское руководство не хотят объединения Газы с Западным берегом, как того требует решение о создании государства. К огромному нашему сожалению, несмотря на обращение России и многих других стран мирового сообщества, они не останавливают деятельность по созданию на Западном берегу, включая Восточный Иерусалим, на территориях, которые при всех обстоятельствах должны стать неотъемлемой частью палестинского государства, еврейских поселений. Наверное, видите по репортажам, поселенцы очень часто ведут себя крайне агрессивно. В одном только Восточном Иерусалиме за последнее время одобрили 1800 новых поселений. Они, по большому счету, будут строиться на палестинских территориях.

Продолжается практика сноса палестинских домов, изгнание палестинских семей из этих домов. Израиль хочет осваивать эти территории под новые поселения в нарушение всех резолюций Совета Безопасности о том как должно выглядеть палестинское государство. Эта практика незаконных поселений не одобряется никем. США многократно призывали своего главного союзника к тому, чтобы он все-таки воздержался от этого.

Долгие годы в откровенных беседах практически со всеми своими израильскими коллегами, кто побывал на этом посту, я говорил, рассматривая неуступчивую позицию Израиля по палестинскому вопросу, что неурегулированность проблемы создания палестинского государства является единственным наиболее существенным фактором, подпитывающим экстремизм на всем Ближнем Востоке. Они говорили, что это преувеличение. Мол, на самом деле там террористов и так хватает.

Недавно, когда началась операция Израиля против Газы, кто-то из израильских военачальников сказал, что там нет мирного населения, они с трех лет все террористы и экстремисты. Можно и так выразиться. Это ровно то, о чем я говорил. Неурегулированность палестинской проблемы с созданием государства в огромной степени подпитывает экстремистские тенденции. Когда рождаются дети, что им рассказывают родители? Что они живут в раю? Они говорят, что живут на оккупированной территории, где 75 лет назад должны были создать палестинское государство. Причем в границах, которые больше чем то, что им сейчас оставляют. Конечно, детям в детских садах или в семьях, когда их воспитывают, про это рассказывают. Да, они вырастают не с настроением жить в мире со всеми окружающими их людьми, если они видят стену, которой их огородили, блокаду, действующую 50 лет.

Мы всегда (Президент В.В.Путин это особо подчеркивал) уделяли огромное внимание обеспечению безопасность Израиля. Там два миллиона наших граждан, причем не бывших. Они в подавляющем большинстве сохраняют свое российское гражданство. У нас теснейшие связи. Там Святая земля, корни православной религии и ее святыни.

Президент Российской Федерации В.В.Путин всегда подчёркивал в контактах с израильтянами, с арабскими да и другими странами, что мы все должны не допускать шагов, которые будут подвергать риску и угрозе безопасность Израиля. Убеждены, что «выжигая огнём и мечом» какие-то группы палестинского населения, включая боевые крылья организаций, которые явно действуют на основе террористических принципов.

Мы тоже знаем, как бороться с терроризмом. Вспомните (многие здесь, наверное, были свидетелями) Беслан и «Норд-Ост» на Дубровке. Тогда весь «просвещённый» западный мир требовал, чтобы наши спецназовцы не штурмовали эти здания. Потому что кроме террористов там ещё мирные граждане, которые были либо в больнице в Беслане, либо пришли смотреть мюзикл «Норд-Ост». Вспомните, какие были гневные призывы в наш адрес. Потом безвыходная ситуация заставила нас провести эти операции. Там были жертвы среди гражданского населения, что затем было предметом специального расследования. Запад потом заявлял, что Россия нарушает международное гуманитарное право. Сравните с тем, что происходит сейчас, когда некоторые израильские военачальники говорят, что происходящее в Газе – это трагедия войны.

Еще раз подчеркну. Мы никогда не согласимся на какие-то договоренности, которые будут «подсекать» и ущемлять безопасность Израиля. Убеждены, что она может быть обеспечена только в соответствии с решениями ООН, которые предполагают и требуют, чтобы рядом с этим государством тоже в безопасности и добрососедстве друг с другом и со всеми прилегающими странами жило и развивалось самостоятельное и независимое государство Палестина.

Вопрос: Большое Евразийское партнерство, идею которого выдвинул Президент России В.В.Путин в 2015 г., получает все большую поддержку и обретает реальный контур с учетом развития регионального сотрудничества и институтов стратегического партнерства России и Китая, а также сопряжения проектов ЕАЭС и «Один пояс, один путь». Возможно ли по Вашему мнению формирование на основе концепции Большого Евразийского партнерства новых подходов к архитектуре безопасности в Европе и Евразии в целом на смену явно устаревшему формату ОБСЕ, который создавался в иную эпоху на основании Заключительного акта Хельсинки 1975 г. и Парижской хартии для Новой Европы 1990 г.?

С.В.Лавров: Не только возможно, но уже этим занимаемся. Большое Евразийское партнерство, как всегда подчеркивал Президент России В.В.Путин, с момента выдвижения этой инициативы в 2015 г. на саммите Россия-АСЕАН, – это не какая-то схема, «нарисованная в кабинетах и затем спущенная потенциальным участникам», как это происходит с целым рядом американских инициатив (как они говорят) для «Индо-тихоокеанского региона». Это идея, в соответствии с которой все субрегиональные структуры на евразийском континенте и отдельные государства, которые ни в какие структуры не входят, «идя от жизни» будут нащупывать, искать и находить перспективные взаимовыгодные сферы обоюдного приложения усилий.

Вы упомянули «Один пояс, один путь». Китайцы имеют на этот счет соглашение с Евразийским экономическим союзомЕАЭС в свою очередь имеет соглашение с АСЕАН и с ШОС (которая тоже имеет соглашение с АСЕАН), но здесь есть и целый ряд других структур, которые будем рады видеть в этом консультативном процессе, нащупывая перспективные направления сотрудничества.

Упомяну ЛАГ, которая в значительной степени объединяет страны, расположенные в Евразии и в Персидском заливе, целиком находящиеся на нашем континенте.

Когда мы участвовали в последнем заседании СМИД ОБСЕ, именно об этом говорил в своем выступлении. ОБСЕ как структура так и не стала организацией. Западу было выгодно держать ее в таком размытом и «амебном» состоянии, когда ей можно было легко манипулировать. Организация перестала выполнять все свои функции. Было много полезных договорённостей в сферах контроля над вооружениями, обмена информацией, транспарентности и взаимных ограничений, мер доверия. Они все разрушены Западом, либо отправлены «на свалку». Как организация безопасности, она никакой добавленной стоимости нам не несет.

Но на остальной части евразийского континента, где происходит строительство экономического финансового фундамента для дальнейшего развития всего этого обширного пространства, вызревают условия для того, чтобы заняться евразийской безопасностью.

Та же ШОС во многом этими вопросами занимается. Она создавалась как организация пограничного сотрудничества пяти стран. Эти вопросы по-прежнему сохраняют свою актуальность. В ней же есть и антитеррористическая структура. Антитеррористический центр есть и в СНГ. ОДКБ по определению занимается вопросами безопасности, тоже налаживает связи и наводит мосты со своими партнерами в этом регионе.

Отмечу инициативу Казахстана – Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии.  Сейчас наши казахские друзья хотят преобразовать его в организацию. Мы их поддерживаем. Но это должна быть именно евразийская организация. С точки зрения концептуальных подходов, если нам историей и Богом даден этот огромный континент, где мы соседствуем.

Ровно то, что должно было состояться с ОБСЕ. Но когда провозгласили ОБСЕ, то никакого устава вопреки нашим пятнадцатилетним стараниям Запад не хотел принимать.

Упомянул в своем вступительном слове, что европейцы решили отказаться от этих естественных конкурентных преимуществ. Они предпочли, чтобы их возможности были подавлены американцами, которые этого и не скрывают. Если бы они решили в общем континентальном плане вести себя корректно и разрабатывать равноправные проекты, у них бы сейчас была совершенно другая ситуация. Работаем над тем, чтобы евразийская безопасность стала реальностью. Не будем отгораживаться от кого бы то ни было, а будем выстраивать безопасность с теми, кто не хочет обеспечивать свою безопасность за счет других, кто на евразийском континенте готов (в отличии от ОБСЕ) воплотить в жизнь принципы неделимости безопасности, которые были провозглашены в ОБСЕ, а потом растоптаны расширением НАТО. Этот процесс завершился началом войны против нас на Украине.

Вопрос: Одобренная более полугода назад Концепция внешней политики Российской Федерации – это важный документ, давший, по сути, ответы на все вызовы, стоящие перед нашей страной и перед миром в целом. Это наш долгосрочный ответ. Если его конкретизировать в плане того, что он предлагает партнерам, заинтересованным с нами работать, – это открытое, честное и равноправное сотрудничество. Хорошая основа для расширения круга единомышленников или, по крайней мере, государств, готовых работать вместе. Видим, что этот круг расширяется практически с каждым новым событием, носящим многосторонний характер в нашей стране. Вместе с тем видно, насколько Запад взволнован нашими успехами и разворачивает целенаправленную работу с «коллективным Югом». Каковы наши приоритеты по расширению поддержки наших идей со странами «коллективного Юга»?

С.В.Лавров: Эти приоритеты перечислены в тексте самой Концепции внешней политики. Это наши ближайшие соседи, союзники, единомышленники и страны Глобального Юга – Китай, Индия, АСЕАН, Африка, Латинская Америка.

У нас нет второстепенных регионов. Главный принцип - все, кто заинтересован в равноправном взаимодействии на принципах справедливости, демократизации не внутри какой-то страны по западным лекалам, а демократизации международных отношений – с любой такой страной мы хотим работать. Активно развиваем эти отношения в Латинской Америке, Африке и Евразии. 

Я начал с нашего ближайшего соседства. Не назвал бы это нашим дипломатическим наступлением. Мы показали, как хотим работать. И сделали это не только в концептуальном плане на бумаге, но и подкрепляем практическими делами.

В своем вступительном слове перечислил мероприятия – наши двухсторонние саммиты и другие встречи, многосторонние площадки, где мы просто отстаиваем справедливость. Правду очень трудно «замотать». Она видна и проявляется, будь то Украина или происходящее на Ближнем Востоке.

Президент России В.В.Путин неоднократно подчеркивал, что Соединённые  Штаты уже долгие годы, задолго до специальной военной операции на Украине отказались работать в «квартете» международных посредников,  имеющих полноценный правовой мандат от Совета Безопасности ООН – США, Россия, Евросоюз, ООН. Просто перестали работать. Мы все время выступали за то, чтобы он не состоял только из стран, не представляющих регион, а чтобы Лига арабских государств активно работала там с ним в качестве полноправного участника. Американцы сказали, что «квартет» может встречаться без них, им это неинтересно, они, мол, сами все будут решать. Они монополизировали процесс.

Еще предыдущая Администрация провозгласила, что готовы дать палестинцам территорию «с барского плеча». Тогда это все было отвергнуто и палестинцами, и арабами. Это было издевательство.

Сейчас примерно так же  американцы хотят «порешать» этот вопрос – «изобрести» то, что потом будет названо государством. Если посмотреть на карту Западного Берега, там ни о каком государстве речи нет. Это лоскутное одеяло, причем лоскутки, отражающие израильские поселения, преобладают.

Возвращаясь к Вашему вопросу. Запад встревожен. Можно как угодно это объяснять. Не знаю, какие чувства у него внутри. Но то, что они хотят делать все, чтобы не допустить ещё более сильного, чем было до недавнего времени, сближения между Глобальным Югом и Российской Федерацией, это факт. «Бегают» по всему миру, «стращают», что если кто-то будет встречаться с Россией, то они их накажут, что-то не передадут в качестве помощи, не поставят оружие и вообще не будут пускать в Соединённые Штаты, визы не дадут. Реально спекулируют на личных связях тех или иных лидеров Мирового большинства на Западе. У многих там счета, дети учатся. Этого тоже не гнушаются.

Если вы большие демократы, то позвольте другим тоже проявить свою независимость, свою самостоятельную способность мыслить. Мы сделали то, что мы сделали. Президент России В.В.Путин не только в ночь на 24 февраля 2022 г. подробнейшим образом объяснил, почему у нас не было другого выхода. Он до этого восемь лет, если не больше, начиная с «Мюнхенской речи», предостерегал. А по Украине предупреждал с момента, когда там состоялся кровавый антиконституционный госпереворот, отвергнутый жителями востока и юга Украины. Его «авторы» первым делом объявили «крестовый поход» против русского языка, который впоследствии все следующие «правители» в Киеве, пришедшие к власти после госпереворота, претворяли в жизнь.  Законодательно истребили русский язык. Последняя поправка в закон о национальных меньшинствах четко, законодательно запрещает русский язык «на веки вечные». Вот такие люди. И вся Европа молчит.

Самое главное опасение Запада и его антироссийская энергия сконцентрированы на постсоветском пространстве. У них приоритет – попытаться разрушить связи между бывшими республиками Советского Союза, разрушить этот народно-хозяйственный комплекс, правоохранительную систему, которая тоже была единой, систему общей безопасности.  Именно в эти сферы западные институты, неправительственные структуры, всякие фонды за демократию и фонды «за все хорошее» по линии Агентства международного развития или «под его крышей», при четкой и полной координации по государственной линии в Вашингтоне, пытаются внедрять свои донорские программы. Пограничная безопасность, оборудование для выявления контрабандных предметов и радиоактивных материалов и многое другое. Самые чувствительные сферы. Пытаются внедрять своих инструкторов, более широко проникать в механизмы принятия решений. Откровенно говорим об этом с нашими союзниками. Подавляющее большинство из них, по нашим оценкам, прекрасно понимает замысел Запада. Ясно, что они не хотят ссориться с западными странами. Мы бы тоже не хотели ссориться с Западом, если бы он не начал против нас войну.

Видим, насколько серьезно Запад воспринимает задачу развалить наши связи, объединявшие нас десятилетиями и столетиями. В этом главный замысел. На его отражение должны быть направлены основные усилия, требующие исключительного межведомственного формата. Президент России В.В.Путин прекрасно видит эту задачу. Будем ее выполнять.

Вопрос: Какие меры по упрощению визового режима с дружественными к России государствами с целью международного туризма планируются МИД России в настоящее время?

С.В.Лавров: Мы в этом участвуем, но «в одиночку» не планируем. Это и Министерство экономического развития Российской Федерации, отвечающее за туризм, и Министерство внутренних дел. По большинству вопросов мы распространили среди Вас письменные ответы. Там есть статистика, в том числе и ответ на Ваш вопрос.

Сейчас действуют соглашения о безвизовом режиме с более чем 60 странами. Более чем с 40 – об упрощенном порядке въезда и выезда, который достаточно комфортный. С августа с.г. мы ввели (давно собирались, но из-за пандемии отложили этот процесс) единую электронную визу, распространяющуюся более чем на 50 стран. За пять месяцев ей воспользовались уже более 120 тыс. чел. Солидная цифра для нового инструмента. Почти половина – китайцы, около 10 тыс. чел – индийцы, саудовцы, турки. Это тоже будет стимулировать въездной туризм.

На данном этапе пока было решено ограничиться этими шагами. Они создают достаточно комфортные условия для тех, кто желает к нам приехать. По крайней мере, все, с кем наши соответствующие послы разговаривали, хвалят электронную визу.

Жизнь не стоит на месте. С Китайской Народной Республикой у нас идет движение по безвизовому режиму для группового туризма. Этот процесс будет продолжаться. Анализируем его с точки зрения и безопасности наших границ, и соблюдения наших законов. Но либерализация налицо. Она будет продолжаться.

Вопрос: Какие в настоящее время проводятся или планируются проводиться работы по модернизации пунктов пропуска на границе с КНР?

С.В.Лавров: Это совсем не ко мне. Конечно, мы участвуем в комиссиях с КНР, в том числе занимающейся пограничными вопросами. Но модернизация пунктов пропуска – это зона ответственности погранслужбы ФСБ России. У них работают профессионалы.

Что касается нас, то мы всегда выступаем за то, чтобы, если есть необходимость расширить возможности, если этого требует реальный поток с обеих сторон, это надо делать.

Сейчас наконец решили с Верхним Ларсом. Это важная вещь поближе к нам. С Китаем регулярно вижу такие обращения от китайских коллег. Этим занимаются. Существует план по совершенствованию. Сделали очередной мостовой и железнодорожный переход. Эта работа продолжается.

В.М.Матвиенко: Существует специальная межправительственная комиссия, которая занимается пунктами пропуска. Ее возглавляет Министр промышленности и торговли России Д.В.Мантуров. Есть специальная государственная программа по модернизации пунктов пропуска. К сожалению, она работала плохо. Президент России В.В.Путин дал поручение ее пересмотреть, усилить эту работу, в том числе имея в виду пункты пропуска с КНР. В Совете Федерации за это отвечает Комитет по экономической политике. Его Председатель А.В.Кутепов входит в состав этой Комиссии. Поговорите с ним, пообщайтесь, если есть конкретные предложения по Вашему региону, то они будут направлены в эту Межправительственную комиссию. Сейчас работа объективно активизировалась. Но проблем с этим много – устаревшие, нет инфраструктуры, нет дорог.

Вопрос: Соседство с Японией заставляет жителей Дальнего Востока напряженно следить за развитием событий вокруг аварийной АЭС «Фукусима». В августе с.г. Китай полностью приостановил импорт продуктов водного промысла, произведенных в Японии. К ним присоединилась Южная Корея. 16 октября с.г. Россия присоединилась к временным ограничительным мерам в отношении импорта рыбы и морепродуктов из Японии. Ограничения вводятся до предоставления исчерпывающей информации, необходимой для подтверждения безопасности продуктов водного промысла и соответствия требованиям Евразийского экономического союза, а также и анализа специалистами российского Россельхознадзора. Какие меры планируется предпринять для ужесточения контроля за радиологической обстановкой в водах Тихого океана, принимая во внимание мнение Россельхознадзора о том, что накопление радиоактивных веществ и в донных осадках, и гидробионтах не может не произойти поскольку вода с «Фукусимы» продолжает поступать?

С.В.Лавров: На этот счет уже было немало сказано, в том числе и губернатором Приморья О.Н.Кожемяко. Ученые с самого начала были готовы заняться определением того насколько негативно эта вода будет влиять на окружающую среду и на биоресурсы, потребляемые в том числе потребляются нашим населением. Мы с китайскими коллегами изначально ставили вопрос о том, чтобы этот процесс шел под контролем уважаемой организации – МАГАТЭ.

Помимо того, что Вы сказали, у секретаря есть обязанность уделять этому вопросу особое внимание. Они периодически представляют доклады, которые не носят тревожного характера, но не исчерпывают окончательно эту тему, потому что многие вопросы остаются не отвеченными.

В качестве дополнительного шага передали МАГАТЭ список наших лабораторий, которые могут и умеют проводить анализ соответствующих субстанций, в том числе воды. Прямо сказали, что просим их включить тех, кто будет следить за качеством по мере реализации японского проекта. Это будет долгий процесс. Нас заверили, что со следующего года они будут привлекаться. Мы постараемся сделать все так, чтобы это было транспарентно для нашей общественности.

Вопрос: Для регионов в сегодняшних условиях важны региональные проекты, направленные на решение задач международного гуманитарного сотрудничества. Расскажите о возможных механизмах их реализации и мерах поддержки со стороны федерального центра.

С.В.Лавров: Федеральный центр по определению обеспечивает повседневную тесную связь с регионами по линии всех без исключения министерств и ведомств, в том числе и по линии МИД России. При нашем Министерстве уже долгие годы существует Совет глав субъектов Российской Федерации, занимающийся с одной стороны проработкой проектов, которые существуют у наших субъектов с соседними регионами других стран (даже не обязательно соседних, можно не иметь непосредственного контакта, но тесно сотрудничать, как это происходит у многих наших регионов центральной полосы с провинциями Китая).

Вторая его функция заключается в обеспечении действий на региональном уровне на уровне субъектов, которые бы обеспечили единство внешнеполитической линии Российской Федерации.

Совет работает. Возглавляю его. Провели более 40 заседаний. Стараемся встречаться каждый квартал или полгода (в зависимости от тематики). Это полезный механизм. Рассылаем материалы после каждого заседания по всем субъектам Федерации, во все федеральные округа, докладываем президенту, премьер-министру. По нашей оценке, они пользуются спросом и являются полезными. Если в Томской области есть любые инициативы, которые, как Вы считаете, необходимо поддержать нашему министерству, Вы знаете, как к нам обращаться. Будем рады, тем более Томск – это одна из наших образовательных столиц. Всегда приятно это продвигать.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии