«Власти Прибалтики теряют лицо, запрещая въезд инакомыслящим»

В Калининграде 25 ноября прошло первое заседание дискуссионного клуба «Калининградский блог-пост», посвящённое теме «Прибалтийский разлом: взгляд из Калининграда». Гостем дискуссионного клуба стал президент продюсерского центра «Третий Рим», автор фильмов «Нацизм по-прибалтийски» и «Прибалтика. История одной «оккупации» Валерий Шеховцов. Портал RuBaltic.Ru поговорил с известным документалистом о реакции на его фильмы в Литве, Латвии и Эстонии и практике прибалтийских властей запрещать въезд в их страны неугодным экспертам, учёным, журналистам и деятелям культуры.

– Г-н Шеховцов, когда Вы в последний раз были в странах Прибалтики?

– Достаточно давно, хотя по историческим меркам – недавно. Мы были в Латвии на премьере фильма «Прибалтика. История одной «оккупации», фрагменты из которого были показаны сегодня в калининградском дискуссионном клубе. Мы показывали этот фильм в Доме Москвы в Риге и обсуждали его. Была довольно представительная делегация из Москвы, в которую входил нынешний министр культуры России, а в тот момент депутат Государственной думы Владимир Мединский – он был одним из наших партнёров, участвовавших в создании этого фильма.

Должен был прилететь также режиссёр нашего фильма Борис Чертков. Но, к сожалению (и это стало для нас полной неожиданностью), ему было отказано во въезде в Латвию.

Это стало первым случаем запрета на въезд в страны Прибалтики деятелям российской культуры – ситуация, которая потом, спустя несколько лет, переросла в тенденцию.

У этой истории оказалось большее продолжение. В последующие годы было отказано во въезде в Прибалтику нашим историкам, журналистам, и даже эстрадным певцам запрещают въезд. Эта практика распространилась даже на западноевропейских журналистов – итальянскому писателю, политику и публицисту Джульетто Кьезе было отказано во въезде в Эстонию, хотя Кьеза является гражданином Евросоюза.

– В Вашем фильме «Прибалтика. История одной «оккупации» Вы предоставляете слово Марью Лауристин, Марту Лаару, Витаутасу Ландсбергису и другим политикам Литвы, Латвии и Эстонии, которые высказывают официальные позиции своих стран о том, что «советская оккупация» в самом деле была, промышленное наследие СССР надо было уничтожить и т. п. Почему, в таком случае, прибалтийские власти настолько жёстко отреагировали на Ваш фильм – там же обосновывается в том числе официальная прибалтийская идеология?

– Предложение зрителям разных точек зрения – это наш стиль, который ко времени создания фильма «История одной «оккупации» окончательно созрел. Этот стиль заключается в том, что мы даём высказаться всем сторонам, причём не купируя и не искажая их высказывания. В нашем фильме о Прибалтике было 26 персонажей, и каждый высказывал своё мнение. Зачастую эти мнения были диаметрально противоположными.

Наш стиль заключается ещё и в том, что столкновение разных мнений даёт возможность зрителю сделать свой рациональный и эмоциональный выбор. Поэтому я горжусь нашим фильмом: мы достигли в нём баланса разных точек зрения и предоставили зрителю сделать свой выбор.

Что касается реакции прибалтийских властей, то она объективно неадекватна, потому что власти балтийских стран и их идеологи неспособны допустить, что возможен иной взгляд и другая точка зрения, кроме тех, что имеют они.

Прибалтийские идеологи не приемлют противоречий – это характеризует их далеко не самым лучшим образом и только доказывает ущербность их позиции.

– Тем удивительнее, что страны Балтии считают себя образцом демократии и европейских стандартов на постсоветском пространстве. Получается очень противоречивая картина: за фильм, в котором высказываются разные точки зрения, режиссёру запрещают въезд в Латвию, а Прибалтику в то же время объявляют эталоном свободы слова, демократии и плюрализма. Вам не кажется, что реальная практика прибалтийских властей разрушает всю их мифологию «оплотов демократии» в бывшем СССР?

– Да, конечно, я абсолютно согласен с тем, что такая политика и такие подходы не могут считаться образцовыми в демократическом обществе. Даже среди моих близких, знакомых, друзей много людей, попавших в прибалтийские стоп-листы. Это никакие не дебоширы, террористы или контрабандисты – это обычные журналисты, историки.

Назову несколько фамилий: журналист Галина Сапожникова из «Комсомольской правды», историк Александр Дюков, уже упомянутый мною Джульетто Кьеза.

Такая порочная практика прибалтийских властей подчёркивает их неготовность к беседе, свободному общению, предоставлению возможности другим людям иметь собственное мнение, отличное от официальной идеологии.

Вспомните случай Джульетто Кьезы: гражданин Евросоюза, известный итальянский журналист и документалист, приехавший на встречу со своими поклонниками в Эстонию, был задержан и посажен в тюремную камеру. По законам жанра эстонские пограничники отобрали у него даже ремень и шнурки. И он несколько часов сидел в камере, пока посла Эстонии в Риме не вызвали в МИД Италии, пока не последовала нота протеста итальянской дипломатии – только тогда Кьезу выпустили эстонские власти.

Я думаю, прибалтийские власти просто не понимают, что теряют лицо, запрещая въезд российским и западноевропейским историкам, журналистам, общественным деятелям и даже звёздам эстрады.

– Вы планируете развивать прибалтийскую тему в своём творчестве?

– Да, планируем. Конечно, это чревато серьёзными затруднениями. Не исключаю, что при въезде в страны Прибалтики мы тоже столкнёмся с теми же трудностями, что и наши коллеги: наши имена могут оказаться в каких-нибудь «чёрных списках».

И всё-таки я думаю, что долго продолжаться такая политика не может.

Она уже выглядит вопиющим явлением, демонстрирующим немыслимое для стран Европейского союза отношение к инакомыслию, и рано или поздно эта практика просто сломается.

Потому что такой политикой прибалтийские власти потеряли лицо, и когда осознание этого к ним придёт, возможностей работать в Прибалтике, снимать в ней фильмы – документальные или художественные, исторические или о современной жизни – станет больше.

Но и сегодня нас интересует общая со странами Прибалтики история, сложные исторические моменты в этой истории, особенно периода Великой Отечественной войны. Поэтому наша студия будет продолжать работу по Прибалтике, по Украине, по другим регионам нашей бывшей страны.

– Как лично Вы отнесётесь к тому, что при въезде на территорию Латвии или Литвы Вам заявят, что Вы находитесь в «чёрном списке» и являетесь нежелательным лицом в данной стране?

– К сожалению, для меня это не будет неожиданностью. Я к этому готов, потому что – на фоне многочисленных историков, журналистов, известных театральных и эстрадных деятелей – удивляться мне этому не придётся. Так что меня это не удивит. Тем более что если это случится и я попаду в большой прибалтийский «черный список», то в нём я буду соседствовать с выдающимися и очень уважаемыми мною людьми.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии