В Латвии из-за института массового безгражданства сформировался долговременный дефицит демократии

30.08.2013

На VI конференции организаций российских соотечественников Латвии, прошедшей 24 августа в Риге, была принята резолюция «О задачах по ликвидации в Латвии долговременного дефицита демократии». Предлагаем документ вашему вниманию. 

О задачах по ликвидации в Латвии долговременного дефицита демократии 

По оценке Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 8 ноября 2002 года в Латвии из-за создания института массового безгражданства сформировался «долговременный дефицит демократии».

Создание института массового безгражданства в Латвии стало возможным после включения в текст Декларации Верховного Совета ЛССР «О восстановлении государственной независимости Латвийской Республики» от 4 мая 1990 года тезиса о непрерывности существования Латвийского государства де-юре с 1918 года по 1990-й год, хотя этот тезис в корне противоречит духу и букве Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанного в Хельсинки в 1975 году руководителями 33 стран Европы, а также США и Канады. Мировое сообщество в этом документе признало нерушимость границ, сложившихся в Европе после Второй мировой войны, т.е. признало де-юре, что территория Латвии является неотъемлемой частью территории СССР.

6-я конференция организаций российских соотечественников, признавая и поддерживая независимость Латвийского государства, считает, что прекращение существования СССР в 1991 году и признание международным сообществом де-юре независимости Латвийской Республики ни на местном, ни на международном уровне не могут служить основанием для пересмотра Хельсинкского Заключительного акта СБСЕ. Попытка правящей элиты Латвии ревизовать этот документ является главной причиной формирования в стране долговременного дефицита демократии. В целях ликвидации долговременного дефицита демократии в Латвии необходимо сегодня ставить и решать следующие задачи:

На международном уровне:

1. Необходимо добиваться со стороны международного сообщества, и в первую очередь со стороны ОБСЕ, поддержки вывода о том, что существование в Латвии долговременного дефицита демократии – это не правовая, а политическая проблема, и, соответственно, ее решение может быть только политическим.

Суть этого политического решения заключается в признании ОБСЕ ошибки, которая была допущена этой организацией в начале 1990-х годов, что выразилось в фактическом согласии СБСЕ не распространять на Латвию и Эстонию записанный в международном праве принцип оптации.

Суть этого политического решения заключается также в признании постановления Верховного Совета ЛР «О восстановлении прав граждан Латвийской Республики и основных условиях натурализации» не отвечающим признанному в международном праве принципу оптации и действовавшему на 15 октября 1991 года конституционному праву Латвии.

2. Необходимо добиваться, чтобы международное сообщество, включая Россию, Европейский Союз и ООН признало, что выборы в местные органы власти, Национальный и Европейский парламенты, в которых не могут участвовать сотни тысяч постоянных жителей, не могут признаваться демократическими. Соответственно, и Латвийское государство не может быть сегодня признано демократическим.

На местном уровне:

1. Необходимо добиваться отзыва из текста Декларации Верховного Совета ЛССР «О восстановлении государственной независимости Латвийской Республики» от 4 мая 1990 года тезиса о непрерывности существования де-юре Латвийской Республики с 1918-го по 1990-й год, так как этот тезис в корне противоречит духу и букве Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанного в Хельсинки в 1975 году.  

2. Общественные организации и политические партии демократической оппозиции Латвии должны потребовать незамедлительной и без всяких условий ликвидации массового безгражданства и проведения первых после 1990 года всеобщих выборов в местные органы власти, Национальный и Европейский парламенты. 

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии