Центристская партия Эстонии хочет инициировать дискуссию о проблемах русской общины в стране

Интересы русской общины Эстонии не содержат ничего такого, что противоречило бы жизненным интересам эстонского общества и государства или представляло бы для них угрозу, заявили четверо известных представителей Центристской партии Эстонии. Как сообщил источник в ЦПЭ, данный тезис содержится в закрытом обращении к однопартийцам за подписью депутата Европарламента Яны Тоом, вице-мэра Таллина Михаила Кылварта, депутатов Таллинского горсобрания Алексея Семёнова и Владимира Афанасьева.

Текст обращения «Русская община Эстонии: приглашение к диалогу» оказался в распоряжении у BaltNews.ee. Источник редакии отметил, что он документ подкупает своей смелостью: «будем честны, далеко не все в Центристской партии готовы подписать такой текст».

Так, в частности, «четверо смелых» предлагают подумать над реформированием Эстонской языковой инспекции, которая уже давно стала карательным, а не контролирующим органом.

«Авторы обоснованно показывают, что в нынешних условиях упразднить этот орган как таковой не реально. Вместе с тем, в нынешней ситуации хотя бы уже возможно обсуждать на высоком политическом уровне рекомендации ведущих международных организаций по Языковой инспекции. Появилась гласность, которой не было места при гегемонии Партии Реформ, которая за 17 лет правления в стране всем жутко приелась и поднадоела», - констатировал источник.

Русская община Эстонии: приглашение к диалогу

Конечно, хорошо, что Центристскую партию (ЦП) чаще других упоминают как в СМИ, в комментариях в интернете, так и в разговорах «на кухне». Но слишком часто дело сводится к темам личных конфликтов лидеров, возможного раскола партии и другим реальным или выдуманным темам. Не всегда это пустяки, но точно не главное для партии и ее избирателей. Важнее - вопросы, связанные с мировоззрением и политическим кредо партии. Особенно важно это для русскоязычных членов партии и избирателей, потому что у ЦП их намного больше, чем у всех остальных политических сил вместе взятых. Пора поговорить о русской общине Эстонии с точки зрения ЦП.

Проводимая прежней правящей коалицией во главе с Реформистской партией политика имитации интеграции предсказуемо провалилась. Искусственно сложилось и поддерживается ложное представление о том, будто существуют противоположные и несовместимые «русские» и «эстонские» цели и интересы и что любая уступка означает умаление интересов одной из сторон. Важно подчеркнуть, что интерес русской общины не содержит ничего такого, что противоречило бы жизненным интересам эстонского общества и государства или представляло бы для них угрозу.

Кроме того, потребности и интересы русской общины как части общенародных интересов Эстонии внятно не сформулированы и публично не озвучены.Разнообразные «политологи», а также «русские» и «левые» партии, группы и «списки» такой задачи даже не ставили, да она и была им не по силам.

Центристы должны начать честный разговор о том главном, что волнует русских в Эстонии, каковы реальные проблемы и роль этой общины в развитии Эстонии. Следует сформулировать повестку для обсуждения, обозначить возможную программу действий и пути решения проблем.

Начнем с констатации позитивного факта. За четверть века Эстонская Республика доказала свою государственную состоятельность. Поэтому нет никаких оснований испытывать «экзистенциальные страхи» за судьбу эстонского языка и культуры, тем более нет оснований принимать репрессивные меры для их защиты. Пора публично констатировать, что за двадцать с лишним лет национально-консервативная политика в области межэтнических отношений исчерпала себя и стала препятствием для развития страны и общества.

1. При формировании солидарного гражданского общества, основанного на доверии и сотрудничестве, совершенно контрпродуктивно рассматривать русских Эстонии как «иностранцев» и тем более - как «оккупантов». Они (а также представители других национальностей) составляют легитимное этническое и языковое меньшинство, причем значительное меньшинство. Эстония - это их дом, для многих из них - это место рождения. Поэтому у них должна быть возможность пользоваться международно признанными правами лиц, принадлежащих к национальным и языковым меньшинствам.

2. Для начала диалога по этому вопросу необходимо на государственном уровне изучить возможности для восстановления постоянно действующего института по обсуждению и решению возникающих межэтнических проблем и по развитию эффективного сотрудничества (круглого стола).

3. Сфера гражданства нуждается в спокойной и сбалансированной общественной дискуссии, на основе которой надо начать цивилизованно подходить к этой «перезревшей» проблеме. Сформировавшееся на сегодняшний день общество Эстонии и государство могут отказаться от устаревших и исчерпавших себя «страшилок» о так называемом нулевом варианте. Глупо пугать этим сейчас, когда речь идет лишь о 7 процентах населения. ЦП уверена, что большинство эстонцев готовы решить вопрос безгражданства.

Поэтому право на гражданство людей, законно и постоянно проживающих в Эстонии уже более 26 лет и тем более родившихся в Эстонии, нельзя рассматривать как привилегию, подарок или награду за хорошее поведение. Такой ценз легального проживания в стране вдвое превышает примеры самых жестких требований в других странах и более чем достаточен для предоставления гражданства на основании простого заявления без каких-либо условий. Если выяснится, что кто-то не готов подать такое заявление, то это его выбор, и за этот выбор эстонское государство ответственности уже не несет.

4. Государственный язык не должен быть источником общественной напряженности и конфликтов, не должен превращаться в карательный инструмент. К вопросу владения государственным языком необходимо подходить позитивно, избегая конфликтов. В Эстонии уже давно используются несколько языков, в том числе русский, английский, финский и т.д. Это естественно, что людивладеют другими языками на уровне, нужном для их жизни и работы. Важно, что этот процесс протекает в атмосфере взаимного уважения.

5. В то же время стоит помнить о реализации гарантий, прописанных в Конституции Эстонской Республики (статьи 51 и 52). При этом в качестве примера можно взять международные прецеденты и рекомендации.

6. Необходимо выполнить многочисленные рекомендации международных организаций и лишить Языковую инспекцию карательных функций. Роль Языковой инспекции должна заключаться в надзоре за правильностью использования государственного языка в общественной сфере и предоставлении соответствующих рекомендаций.

7. Государственная политика в области культуры должна определить ключевые сферы поддержки культурного многообразия, уважая т.н. русские ценности и праздники, ввести меры поддержки русской культурной среды. Наряду с этим надо систематически популяризировать среди меньшинств эстонскую культуру и ценности. Самое важное, чтобы сосуществующие в стране культурные группы не замыкались в себе и не изолировались друг от друга.

8. Следует понять, что образование на родном языке является стратегически важным и перспективным ресурсом общества как единого целого, а не претензией русского меньшинства. Поддержка самосознания и самоуважения у значительной части общества является для его членов сигналом, говорящим о солидарности гражданского общества, позитивным стимулом для участия в построении общего дома.

Для детей, принадлежащих к легитимному языковому меньшинству в составе единого гражданского общества, получение образования на родном языке в стране, которую они считают своей родиной, является естественным. Это и необходимое условие для реализации международно признанного права пользоваться своей культурой и родным языком. Стоит отметить, что русская школа в Эстонии существовала без перерыва со второй половины ХIХ века, и позитивный опыт нашей страны в этой сфере должен иметь продолжение.

9. Вопросы трактовки исторических событий и истории в целом можно обсуждать спокойно и взвешенно, без истеричной политизации и взаимных обвинений. Надо избавиться от склонности к историческому морализаторству и тоталитарной привычки рассматривать каждого, кто имеет иную точку зрения, как врага, «агента» или глупца. Расхождения в оценках прошлого не должны мешать работе над совместным будущим.

10. Государство с единым гражданским обществом должно разработать комплекс мер для сокращения социально-экономического неравенства, в том числе и для борьбы с неравным обращением на основе языка и этнического происхождения и с элементами косвенной дискриминации. Необходимо разработать государственные программы по ликвидации безработицы и бедности с учетом региональных особенностей Эстонии. Наконец, стоит обсудить вопрос о специальных мерах по устранению т.н. стеклянного потолка, созданию «социальных лифтов» для русской молодежи и привлечению ее на работу в муниципальные и государственные органы власти.

Предложенные идеи не исчерпывают всех проблем. Но они могут послужить основой для долгосрочного обсуждения как в ЦП, так и в обществе в целом, для достижения принципиального согласия между руководством и членами партии, а затем и в обществе. Политика - это процесс, иногда весьма долгосрочный. Было бы наивно полагать, что проблемы, возникавшие в течение четверти века, могут быть решены в одночасье. Это серьезная работа, успешный интеграционный проект, который может и должна возглавить Центристская партия.

Владимир Афанасьев, депутат Таллиннского городского собрания

Михаил Кылварт, вице-мэр Таллинна

Алексей Семёнов, депутат Таллиннского городского собрания

Яна Тоом, депутат Европарламента

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии