Русский омбудсмен - защитникам русских школ в Эстонии: «Вы – молодцы!»

29 сентября 2012 года в Большом зале Национальной библиотеки в Таллине собрались защитники русского образования в Эстонской Республике. В работе Второй открытой конференции «Русская школа Эстонии» приняли участие известные общественные и политические деятели русской общины, правозащитники, представители молодежных и культурных объединений, преподаватели, учащиеся и их родители, а также эксперты, представлявшие направления самого разного профиля.

«Вы – молодцы! Спасибо вам за огромную работу!» - такими словами завершил свое выступление на конференции Сергей Середенко - известный юрист-правозащитник, Русский омбудсмен.

Представляем вашему вниманию тезисы выступления правозащитника:

Уважаемый председатель и члены Совета!

Уважаемые участники конференции!

Уважаемые представители прессы!

1. Два года назад такая же конференция призвала меня на действительную омбудсменскую службу. Докладываю: службу служил исправно, нареканий не имею. Вместе с тем должен отметить, что после фактического уничтожения Ночного Дозора работы у меня стало существенно меньше.

Кроме того, меня сейчас не только выдавливает из Эстонии, к чему я, в общем, уже привык, но и высасывает: за последний год пришлось поработать и на Южную Осетию, и на Бельгию, и на Сербию, и на Украину с Крымом, и на Россию, и на Институт русского зарубежья, и на Институт новейших государств, и на проектирование Фонда защиты соотечественников. Это – предваряя мой годовой отчет.

2. Хорошие новости: упомянутый Фонд заключил со мной договор на переводы правовых актов Эстонии. Это наш непрямой, но все-таки ответ министру юстиции Михалу. В связи с этим прошу Совет подготовить соответствующий пакет документов для перевода.

3. Плохая новость прямо вытекает из хорошей – больше русских людей сможет ознакомиться с правовыми актами, касающимися образования. А, ознакомившись, воскликнут: «Но ведь то, что они делают, незаконно! Надо что-то предпринять по этому поводу! Надо обратиться в суд!». И невдомек будет этим искренним людям, что все это уже десятки раз опробовано, и ничего из этого не работает. И в этом ракурсе я хотел бы показать вам цикличность наших инициатив так, как вижу ее я.

Со времени так называемого «восстановления самостоятельности» у нас было три подъема: ОСТК и Интердвижение (помянем тут добрым словом Женю Когана), Ночной Дозор (помянем Володю Студенецкого) и РУШКЭ. Все прошли один и тот же путь: аналитическая стратегия, стратегия риска, радикализация, маргинализация, остракизм. На последнее хочу обратить ваше особое внимание: остракизмом в древней Греции было изгнание из полиса без преступления и суда, одной только волей горожан. Тем самым «народным чувством справедливости», о возмущении которого говорил Михкельсон после оправдательного приговора «бронзовой четверке».

Судите сами: практически все герои ОСТК и Интердвижения были из Эстонии выдавлены. Еще более наглядна история с Ночным Дозором. Где Рева, Линтер, Коробов, Демидов? Их всех нет в Эстонии. И в этом смысле РУШКЭ сейчас находится в критической точке, потому что фаза аналитической стратегии пройдена. То, как атаковали Алису Блинцову и Олега Беседина – еще цветочки.

Но у РУШКЭ есть и свои преимущества. Во-первых, это, по-моему, первая наша крупная инициатива, в которой произошла практически полная смена караула и обозначилась четкая линия преемственности Тарту – Таллин. Все это прошло без революций, цивилизованно, и внешне даже незаметно. Это – хороший пример другим, и хороший опыт.

Второе – это сам феномен профессора Лобова, работающего в Финляндии. Его нельзя выдавить из страны. И это напоминает мне опыт эстонских коммунистов времен первой республики, работавших на территории страны командировками по полгода, поскольку Политическая полиция свирепствовала. Я прошу прощения у Андрея за то, что разбираю его, как экспонат, но уж так мы, аналитики, придуманы.

Из сказанного следуют две практические рекомендации: максимальная ротация Совета и установление прочных деловых связей с «временно командированными» за рубежи нашей благословенной родины. Ибо за одного битого двух небитых дают.

4. Крах аналитической стратегии очень хорошо виден на примере «русских партий» - где они? А они ведь соблюдали все правила игры… Но жить в Эстонии «по закону» невозможно в связи с отсутствием этих самых законов. У нас ведь нет даже «воли правящего класса», а есть прихоти злобных недоумков. Строить свою жизнь, точнее, подстраивать ее под эти прихоти – не для нас. В связи с этим следует выработать свое отношение к аналитической стратегии.

Моя позиция такова, что выявленные проблемы на этом поле следует лишь обозначать, и не больше. Вот недавний пример с Тедером, усмотревшего неконституционность в праве частной школы самой устанавливать язык обучения. Налицо прямое посягательство на права национальных меньшинств. Кому в приличной стране могут на это пожаловаться национальные меньшинства? Правильно – омбудсмену, призванного надзирать за соблюдением прав человека. Но омбудсмен в Эстонии – тот же Тедер, а жаловаться Тедеру на Тедера… Налицо очевидный конфликт интересов между двумя совмещенными в одном Тедере государственными должностями. Я предложил центристам, в том числе присутствующим здесь, поднять этот вопрос в Рийгикогу. Мне ответили, что такой законопроект не пройдет. Знаю, что не пройдет, поэтому давайте обойдемся без законопроекта – зачем делать пустую работу? Но обозначить проблему – надо.

5. Если же брать стратегию РУШКЭ, то, на мой взгляд, вопрос языка обучения в гимназической ступени в его мотивационной части – это вопрос возможности получения высшего образования на русском языке. Образования, в основе своей на территории Эстонии уже уничтоженного. В связи с этим я предложил бы подумать над тем, чтобы напрячь наши «соотечественные» связи (а не все они упираются в Сергеева с Красноглазовым), чтобы заполучить для наших абитуриентов государственный вуз на территории России.

Тут есть два серьезных претендента – Ленинградский государственный университет, с которым установились добрые связи после прошлогоднего Балтийского форума, и Иван-городский гуманитарно-технический институт, являющийся филиалом прославленного ЛИАПа, ныне ГУАПа. Я был там на этой неделе, и должен сказать, что впечатление – сильное. Среди преподавателей ИГТИ – 20 докторов наук. Сам институт – в 5 минутах ходьбы от границы. 5 минут – и ты вне зоны прихотей злобных недоумков. В самом институте не скрывают, что значительная часть их выпускников сейчас работает в правоохранительных органах Эстонии. И это – реальность.

Я думаю, что с учетом наших лоббистских возможностей вполне возможно «заточить» этот вуз под наши нужды, попутно повысив его статус. Так как это достаточно новое предложение, то я бы рекомендовал конференции поручить новому Совету самому исследовать этот вопрос и дать по нему рекомендации. Не исключено, что эту тему следует поднять и на предстоящем Всемирном конгрессе соотечественников, благо он уже скоро.

6. И – последнее. Пора, на мой взгляд, возвращать в гимназический курс такой предмет, как «логика». До революции он был обязательным. Коммунистам логика была не нужна, нынешним хозяевам Эстонии – тем более. Чем дальше, тем больше я убеждаюсь в том, что другого лекарства для нашей молодежи от систематического оболванивания нет. Надо уже, наконец, понимать, что всякая Жучка – собака, но не всякая собака – Жучка. И что Тедер – канцлер и Тедер – омбудсмен – это один и тот же… Тедер.

И в заключение хочу обратиться к Совету: Вы – молодцы! Спасибо вам за огромную работу! И – спасибо всем за внимание!

Добавим, что итогом конференции стало принятие резолюции, а также избрание нового состава Совета объединения «Русская Школа Эстонии».

В резолюции, в частности, говорится:

Конференция заявляет:

На данный момент ситуация с образованием на русском языке значительно осложнена действием правящих политических сил и представляющих их чиновников. Конференция осуждает использование силовых структур для ограничения доступа к культурным и образовательным правам русского национального меньшинства Эстонии.

Объединение «Русская Школа Эстонии» ориентируется на высокие международные стандарты прав человека и принципы европейской толерантности. Объединение действует исключительно в правовом поле, с учетом всех возможностей предоставляемых  законодательством Эстонской Республики и международными правовыми актами, сотрудничая со всеми готовыми к этому общественно-политическими силами.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии