Досрочные парламентские выборы, прошедшие в Молдове 11 июля, привели к появлению парламентского большинства, сформированного одной политической партией, победившей на выборах, – проевропейской партией PAS. Пользуясь этим, PAS самостоятельно сформировала правительство, а, учитывая, что глава государства Майя Санду является экс-председателем и неформальным лидером PAS, очевидно, что на сегодня этой партии принадлежит вся полнота власти в стране.
Каковы же первые действия новой власти, в чем они выразились и каковы ее достижения на этот момент, спустя два месяца после выборов? В парламенте представители PAS поначалу были заняты распределением постов, формированием и утверждением нового правительства во главе с Натальей Гаврилица, а точнее – дележкой должностей, которая выразилась в массовых отставках целого ряда глав правительственных агентств и утверждением в этих должностях новых, лояльных PAS назначенцев.
Однако уже в конце августа парламентское большинство, как заявило, «вошло в рабочий ритм» и стало делать прогнозы о том, какую направленность будет иметь политика новой власти. Затем они начали материализовываться в конкретные решения. Необходимо отметить, что прогнозы и ожидания сбылись практически полностью. Так, парламент начал атаку на генерального прокурора Александра Стояногло, приняв поправки в закон о прокуратуре, которые вводили возможность оценки деятельности генерального прокурора специальной комиссией. Также было заявлено, что в ближайшее время будут отменены законодательные акты, предусматривавшие блокирование повышения пенсионного возраста, – это мера, осуществляемая по требованию МВФ.
Однако один из анонсированных шагов новой власти стал все-таки неожиданным. Речь идет о планируемых мерах по переделу рынка телевизионной рекламы, а точнее о том, чтобы запретить рекламу на российских телеканалах, которые ретранслируются в республике. Об этом сообщил спикер парламента Молдовы и временно исполняющий обязанности председателя PAS Игорь Гросу в эфире одного из телеканалов, подконтрольных PAS.
«Мы обязаны защитить местного производителя. У нас есть свои таланты, и тот маленький рынок рекламы, который есть в Молдове, следует отдать тем, кто производит свой контент», – сказал Гросу.
По его мнению, без запрета рекламы на российских каналах в Молдавии не получится создать условия для развития местного независимого телевидения. При этом следует отметить, что доля собственного контента в объеме вещания молдавских телеканалов не составляет и половины эфирного времени. Причем наиболее удивительным в этой ситуации является то, что даже телеканалы, принадлежавшие в свое время олигарху В. Плахотнюку, и те каналы, которые явно поддерживают PAS, значительную часть своего вещания заполняют сериалами и фильмами российского производства.
В чем же причины анонсированных Игорем Гросу мер?
До 2019 года в Молдове существовали два главных игрока на рынке телевизионной рекламы – Casa Media, принадлежавший Плахотнюку, и Exclusive Sales House, который был близок к Партии социалистов. Этим двум игрокам принадлежало около 80% рынка телевизионной рекламы в РМ.
После ухода с политической арены Плахотнюка позиции его холдинга на медиарынке значительно ослабли. Зато начали набирать силу СМИ, подконтрольные пришедшим к власти социалистам. В первую очередь речь идет о двух телеканалах – Primul in Moldova («Первый в Молдове») и AccentTV. После того как Primul in Moldova получил национальное эфирное покрытие, а также подписал договор с российским Первым каналом и стал ретранслировать его программы, рейтинг и популярность этого канала стали резко подниматься. Особенно это проявилось после того, как в декабре 2020 года парламент отменил запрет на ретрансляцию новостных и аналитических телепередач российских каналов.
Этот запрет был введен в 2017 году в период режима Плахотнюка под видом ратификации Конвенции о трансграничном телевидении. И хотя напрямую это не касалось именно России, власти Молдовы в тот период не скрывали, что делается это именно в контексте антироссийской направленности. Сейчас на территории РМ российские новостные и аналитические программы ретранслируются без каких-либо ограничений. Однако очевидно, что существующая ситуация не устраивает новую власть в лице партии PAS.
В первую очередь свою роль, безусловно, играет не столько проевропейская, сколько антироссийская направленность той политики, которую собирается проводить правящая партия. Наиболее наглядно это проявляется в тех внешнеполитических шагах, которые предпринимает новое руководство Молдовы. В первую очередь речь идет о подписании соглашения с Украиной и Грузией о создании «Ассоциативного трио». Вступив в это соглашение с двумя государствами, занимающими открыто антироссийскую позицию, Молдова фактически декларирует согласие с этой позицией и присоединение к ней.
Еще одним откровенно антироссийским шагом стало участие М. Санду в саммите «Крымской платформы», который в Москве назвали «антироссийским шабашем». На этом саммите Санду подчеркнула, что Молдова выступает за сохранение территориальной целостности Украины. «Крым – это Украина, а его незаконная аннексия – это очевидное нарушение норм международного права», – заявила президент Молдовы.
Очевидно, что новостные и аналитические программы российских каналов, которые смотрят граждане Молдовы, входят в явное противоречие с той версией, которую излагает глава государства и представители правящей партии. Также очевидно, что это касается не только вопроса принадлежности Крыма, но и многих других моментов. И задача новой власти состоит в том, чтобы минимизировать малейшие сомнения граждан Молдовы в правильности заявлений главы государства и ее однопартийцев.
Также не стоит сбрасывать со счетов и желание правящей партии продемонстрировать своим западным кураторам последовательность в проведении антироссийской политики и работе по усилению западного влияния в Молдове.
Однако есть еще один аспект в планах правящей партии, который обязательно надо учитывать и ни в коем случае не сбрасывать со счетов. В своем заявлении И. Гросу не напрасно заявил о том, что планируемые меры будут касаться только рекламного рынка. Несмотря на всю свою антироссийскую направленность, партия PAS не может позволить себе открыто выступить против российских телеканалов или российских новостей. Впереди у новой власти переговоры по заключению нового контракта на поставку природного газа в Молдову. Учитывая складывающуюся рыночную конъюнктуру, будущая цена будет достаточно высокой и особых оснований рассчитывать на уступки с российской стороны у Молдовы нет. Возможно, именно поэтому атака на российские телеканалы будет вестись «в обход», маскируясь под наведение порядка на рынке телерекламы.
Кроме этого, очевидно, что в случае запрета размещения телерекламы для российских телеканалов финансирование их ретрансляции и производства местного контента, который составляет определенную часть их эфирного времени, будет максимально затруднено. Учитывая то, что ретрансляцию Первого канала и НТВ на территории Молдовы осуществляют компании, близкие к Партии социалистов, это станет ударом по основной, на данный момент, оппозиционной силе.
Ну и последнее: не стоит воспринимать новую власть исключительно в идеологическом и политическом плане. Вместе с представителями прозападных НПО в лице партии PAS к власти пришла и группа дельцов, стремящихся произвести тотальный передел собственности, в том числе телевизионного рынка и рынка рекламы. Учитывая ту полноту власти, которой обладает PAS, этот передел не будет сильно отличаться от того, что творилось в Молдове при режиме Плахотнюка. И российские телеканалы в Молдове могут стать одной из первых жертв этого передела.