Россия призвала внешних кураторов Украины побудить Киев к выполнению «Комплекса мер»

22.06.2020

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей, Вена, 18 июня 2020 года.

Уважаемый господин Председатель,

Процесс урегулирования кризиса на Украине сам вошёл в состояние кризиса. Ещё точнее – тупика, куда завела избранная Киевом в последние недели тактика. Декларируя на словах приверженность Минским соглашениям, на деле официальные лица Украины и представители Киева в Контактной группе демонстративно пренебрегают ими, стремятся умалить их значение, пытаясь параллельно маргинализировать и саму минскую переговорную площадку.

15 июня в ходе видеоконференции Контактной группы заместитель руководителя украинской делегации А.Мережко заявил, что «Комплекс мер» от 12 февраля 2015 года «носит рекомендательный характер» и не налагает на Украину каких-либо обязательств. Немногим ранее первый заместитель главы украинской делегации в Контактной группе А.Резников высказался о том, что Минские соглашения являются, дескать, «лишь политическими договоренностями», ничтожными с правовой точки зрения. Все это представители Украины заявляют несмотря на то, что «Комплекс мер» был утвержден резолюцией 2202 Совета Безопасности ООН и остается единственной международно-правовой основой урегулирования на Украине.

Налицо намерение Киева перекроить или даже подорвать весь переговорный процесс, в том числе посредством попыток вытеснить из него реальных представителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Сожалеем, что все это происходит при полном попустительстве наших «нормандских» партнеров. Звучащие из столицы Украины заявления, не имеющие ничего общего с планами добросовестно выполнять «Комплекс мер», не встречают критической оценки или осуждения. По сути, украинским властям предоставлена своеобразная индульгенция на дальнейший саботаж Минских соглашений. Характерно, что после посещения Берлина 2 июня и Парижа 12 июня представители Украины ужесточили риторику, отказываясь выполнять Минские соглашения в том виде, в котором они были утверждены Советом Безопасности ООН. Игнорируют они и необходимость прямого диалога с представителями Донецка и Луганска, в том числе по политическим вопросам.

К примеру, в своем вчерашнем интервью изданию «Левый берег» глава офиса Президента Украины А.Ермак заявил, что руководством государства разработан некий новый проект закона об особом статусе Донбасса, который в Киеве собираются обсуждать лишь с удобными представителями региона, появившимися недавно в составе украинской делегации в Контактной группе. Вдумайтесь – украинская сторона собирается обсуждать политические аспекты урегулирования внутри своей делегации, а затем выдать это в качестве согласованной с Донбассом позиции. А как же полномочные представители отдельных районов Донецкой и Луганской областей, официально признанные таковыми Киевом в протоколе заседания Контактной группы от 11 марта 2020 года? Что это, как не переигрывание договоренностей?

В этих условиях показательным стало заявление министра иностранных дел Украины Д.Кулебы о том, что Минские соглашения «ещё не умерли», но существуют на некоем «аппарате искусственного дыхания» от французских и германских коллег. В очередной раз задаем вопрос нашим «нормандским» партнерам: действительно ли озвучиваемые Киевом идеи отказа от прямого диалога с представителями Донбасса и переписывания (или модернизации) минского «Комплекса мер» находят у Парижа и Берлина понимание и поддержку? Дальнейшее молчание коллег на этот счет будет свидетельствовать в пользу такого предположения.

К сожалению, не видим и должной реакции руководства ОБСЕ на попытки Киева выхолостить суть Минских соглашений. Застопорились все треки урегулирования. Неспособность и нежелание украинской стороны достигать с представителями Донецка и Луганска практических договоренностей в Контактной группе привели к осложнению гуманитарной обстановки на линии соприкосновения в последние дни. Так, приняв одностороннее решение об открытии с 10 июня пропускных пунктов «Марьинка» и «Станица Луганская», украинские власти не удосужились обеспечить договоренность о синхронном открытии соответствующих пунктов ополченцев по другую сторону линии с учетом всех необходимых санитарно-эпидемиологических мер. В итоге в разгар эпидемии десятки людей и автомобилей многие часы безрезультатно ждали прохода на подъездах к пунктам пропуска. Некоторые были вынуждены искать ночлег прямо на месте, о чем сообщила и Спецмониторинговая миссия (СММ).

Вопрос организации работы пунктов пропуска представители Киева отказались предметно обсуждать с Донецком и Луганском и на заседании Контактной группы 15 июня, фактически отвергнув предложения согласовать возможность открытия «гуманитарных коридоров» для особо нуждающихся категорий граждан. До сих пор нет подвижек в реализации договоренности об одновременном открытии новых пунктов пропуска в Счастье и Золотом. Украинская сторона упорно отказывается предоставлять гарантии безопасности для проведения на обоих участках синхронных подготовительных работ, включая разминирование.

На этом фоне СММ продолжает замечать десятки украинских бронемашин, танки и вооружения на железнодорожных станциях вблизи линии соприкосновения в Донецкой области. Вооруженные силы Украины (ВСУ) продолжают размещать их в жилых кварталах. Свежие примеры – в отчете за 15 июня, включая зенитную установку вблизи жилых домов в Авдеевке.

Тревожной остается ситуация на участках разведения и вблизи них. Почти сразу после уничтожения 2 июня камеры СММ в Петровском Миссия зафиксировала около десятка единиц техники и вооружений ВСУ в ближайшем к нему поселке Богдановка (отчет за 6 июня). Некоторые из них с элементами маскировки размещены между жилыми домами. Там же выявлены факты подвоза, разгрузки и складирования боеприпасов (отчет за 9 июня). Возникает закономерный вопрос, кому выгодно снижение мониторинга на участке в Петровском и около него. Призываем Миссию продолжать активно отслеживать ситуацию как на самом участке, так на его периферии. Забуксовали и планы по согласованию в Контактной группе новых участков разведения – все это не способствует снижению военной напряженности на линии соприкосновения.

В этих условиях США, Канада, Великобритания и ряд стран Евросоюза продолжают тренировать, снабжать вооружениями и фактически подстрекать украинскую армию к дальнейшему насилию против донбассцев. На днях Минобороны Канады заявило о направлении на Украину ещё 90 военных инструкторов, которые уже в июне должны прибыть во Львовскую область для занятий с украинскими военнослужащими. По сообщению посольства США на Украине, 16 июня американские власти передали ВСУ очередной военный груз, включая рации, боеприпасы и боезаряды к ракетным комплексам на сумму 60 млн долларов. При осуществлении предыдущей поставки американского военного груза в мае с.г. не скрывалось, что тот будет направлен на восток Украины для военных операций.

Все это не способствует снижению военной напряженности и служит поддержкой «партии войны» в Киеве с ее воинственными устремлениями по отношению к Донбассу. В этих целях задействуются и механизмы НАТО. На днях в альянсе заявили о намерении вовлечь Украину в программу партнерства с расширенными возможностями. Как отмечается, этот шаг направлен на повышение военной совместимости сил. На деле же он посылает неконструктивный сигнал военно-политическому руководству Украины, продолжающему военную операцию против мирного населения. Получается, такая форма поощрения Киева за обстрелы Донбасса. Стоит ли напоминать, что 12 лет назад после публичных обещаний НАТО об углублении связей с Грузией руководство этой страны во главе с нынешним гражданином Украины М.Саакашвили развязало кровопролитную военную авантюру в Южной Осетии. Станет ли нынешнее решение альянса своеобразным «спусковым крючком» к новым волнам насилия в Донбассе – вопрос непраздный. И уж точно меры по вовлечению в орбиту НАТО новых стран не способствуют укреплению безопасности в Европе. Как и попытки искусственно перекроить их историко-культурный код. В очередной раз констатируем, что продолжающийся кризис на Украине является результатом срежиссированного, профинансированного и организованного из-за рубежа государственного переворота в феврале 2014 года, приведшего к вооруженному противостоянию в Донбассе и многочисленным страданиям миллионов мирных жителей Украины.

И ещё. 17 июня – печальная шестая годовщина гибели в Донбассе российских репортеров Игоря Корнелюка и Антона Волошина. Они снимали сюжет о выводе беженцев из зоны боевых действий близ города Счастье в окрестностях Станицы Луганской и попали под минометный и артиллерийский обстрел ВСУ. Украинские правоохранители и органы правосудия так и не установили все обстоятельства их убийства, как и в случае с многими другими погибшими на Украине журналистами.

Долгое время мы наблюдаем попытки украинских властей – как прежних, так и нынешних – переложить ответственность за решение конфликта на востоке Украины «с больной головы на здоровую». Те наметки подвижек в реализации Минских соглашений, которые казались реальными после «нормандского» саммита в Париже 9 декабря 2019 года, сведены на нет действиями новых переговорщиков Киева в Контактной группе.

Более того, в стремлении списать все неудачи на Россию и отвлечь внимание от собственного бездействия в деле выполнения Минских соглашений в Киеве не гнушаются даже низкопробными провокациями наподобие устроенной 12 июня со зданием Посольства России в Киеве. Это вновь свидетельствует о нежелании Украины выполнять международные обязательства по обеспечению условий нормального функционирования дипломатических учреждений, как того требует Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года.

Призываем международных партнеров, ОБСЕ и внешних кураторов Украины максимально воздействовать на Киев в деле побуждения его к выполнению положений «Комплекса мер» во всей их полноте и взаимосвязи на основе прямого и устойчивого диалога между Киевом, Донецком и Луганском.

Благодарю за внимание

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии