Михаил Владиславович, уже скоро в Москве состоится всемирная тематическая конференция соотечественников. Как шла подготовка к ее проведению, чему она будет посвящена?
Вопросы подготовки к конференции поднимались на 45-м юбилейном заседании Всемирного координационного совета в Москве, региональных и страновых конференциях российских соотечественников, проделана большая работа. Планируется, что в работе Всемирной тематической конференции российских соотечественников примут участие примерно 160 человек из более чем 80 стран мира. Тема конференции касается вопросов очень глубоких, духовных, смысловых – «Укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей - залог единства российских соотечественников». Она будет посвящена вопросам духовно-нравственного характера, которые являются смыслом существования русского народа.
В этой конференции примут участие не только наши соотечественники из разных стран мира, но и представители традиционных религий. Мы ждем на эту конференцию многих гостей из России, из властных институтов, из Госдумы и министерств и ведомств, которые так или иначе связаны с работой с соотечественниками. Надеюсь, что конференция станет этапным, запоминающимся событием, которое подтолкнет нас к тому, чтобы осознать, кто мы и каково место российских соотечественников в нашей нравственной системе координат.
В 2022 году тематическая конференция соотечественников была посвящена экономической повестке. Связано ли это с тем, что при геополитическом изменении первый вопрос связан с экономикой, а за ним скрывается более глубокий пласт цивилизационного диалога и поэтому выбрана тема традиционных ценностей. Как связаны эти две темы конференции?
Жизнь любого человека не ограничивается походом в магазин, темой воспитания детей, другими вещами. Соотечественники – такие же люди, как и все, они могут быть полезны российскому государству в том числе на экономическом треке. Они живут в государствах по всему миру, имеют налаженные экономические связи, могут быть представлены в различных властных структурах, в общественных организациях. Всё это нужно использовать.
Если вспомнить те темы, которые уже поднимались ранее на всемирных конференциях, то они имели самый разный характер. Мы говорим не только про экономику или духовно-нравственны ценности. Были конференции, посвященные сохранению русского языка, были конференции, посвященные женской тематике и так далее.
Жизнь соотечественников многогранна и это подтверждают всемирные тематические конференции, например, посвященные историческим темам. В 2017 году мы отмечали 100 лет со дня русской революции – это был гигантский цивилизационный разлом, который и породил такое явление как «русские за границей».
Время от времени возникает необходимость говорить о смысловых и сущностных вопросах. Мы подошли к этапу, когда мы можем говорить не только о налаживании экономического взаимодействия или защите прав соотечественников, а именно говорить серьёзно о том, кто мы и как мы видим себя, свою жизнь в современном мире. Эта тема приобретает очень большую актуальность в свете того, что на Западе мы видим такие диковинные кульбиты, которые, можно сказать, свидетельствуют о расчеловечивании. Хочется верить, что наша Родина Россия, с которой мы чувствуем неизбывную связь, избежит новомодных веяний и может явить пример декларирования традиционных взглядов на очень многие цивилизационные вопросы.
Вы упомянули волну эмиграции, которая была связана с революцией 1917 года. Вот сейчас мы наблюдаем новую волну эмиграции, которая иногда создает образ преемственности к той волной, не являясь таковой. С какими проблемами сталкиваются российские соотечественники в таком контакте с людьми иных представлений о России, нежели они?
Сто лет назад после русской революции действительно произошёл цивилизационный разлом. И нам сейчас становится очевидным, что, несмотря на разные взгляды, представители белой и красной идеи в общем-то свою родину любили. Как история оценит тех людей, которые уехали сейчас, мне сказать достаточно сложно. К сожалению, достаточно часто я вижу и слышу от тех людей, кто уезжает, не слова, которые свидетельствуют о том, что у них душа болит за родину, нет – многие из них, к сожалению, хотят родину забыть, вычеркнуть. Конечно, с такими людьми нам не по пути, но есть и люди, с которыми, как мне кажется, стоило бы выстраивать диалог и вести речь о том, чтобы они возвращались в нашу страну. Я думаю, в России хватит места всем. И те, кто, возможно, необдуманно решил уехать – сейчас многие из них жалеют об этом своем решении. И в отличие от времен революции 1917 года возможность вернуться у них есть. После революции 1917 года тем, кто уехали, возвращение в родную страну было заказано. Моя позиция такая: если люди не заняли активную антироссийскую позицию (сомневающиеся и прочие), то с такими людьми надо работать. Каких-то готовых решений здесь нет, но дискуссии, которые шли в том числе на нашем последнем заседании ВКСРС, подталкивают к размышлениям на эту тему.
Помимо того, что Вы являетесь лидером и руководителем движения соотечественников, Вы представляете китайский регион. Китай является лидером, мнение которого нельзя не учитывать и в этом году он играет особую роль, активизируются взаимоотношения России с Китаем. В России мало понимают его специфику. Как Вы характеризуете современный этап российско-китайских отношений?
Я в Китае живу уже 27 лет и некоторые мои друзья говорят, что я становлюсь похож на китайца, если не видом, то некоторым отношением к жизни. Большое счастье, я считаю, что в свое время руководство и нашей страны и руководство Китая осознали необходимость сближения. Тот факт, что сейчас отношения между ними хорошие и, как говорят наши лидеры, «беспрецедентно хорошие», настраивает и нас на позитивный лад. Все-таки Китай уже является первой экономикой мира, как минимум по паритету покупательской способности. Естественно, когда рядом находятся такие разные цивилизации, неизбежны где-то и разногласия, и трения, и взаимное непонимание, которое идет от не до конца изученного менталитета, культуры и истории друг друга. Я думаю, что вряд ли многие смогут назвать какие династии правили в Китае. И примерно также и китайцы, если спросить у них, кто руководил Россией в разные века, они вспомнят Ленина, Сталина и Путина. Глубже, как правило, копать уже становится сложно. Для того, чтобы уже наработанный задел хороших отношений между Россией и Китаем укреплялся, нам нужно еще больше узнавать друг о друге.
Мои дети всю жизнь прожили в Китае, а сейчас и сын и дочь учатся в Москве. Мне кажется важным, чтобы больше было таких людей, как они, которые хорошо знают страну проживания, ее язык, и параллельно также хорошо знают свою родину. Это идеальный вариант для тех специалистов, которые могут по-настоящему быть мостом между Россией и страной проживания. Мне кажется, очень важна в этом плане программа предоставления квот детям соотечественников на обучение в российских вузах. Там не все благополучно, не до конца ясны критерии, по которым отбирают на обучение.
Восток – дело не только тонкое, но и сложное. Некоторые считают «Восток» конструктом Запада. Тем не менее, мы слышим всё чаще о повороте России на Восток. Как отражается на деятельности соотечественников этот поворот?
Очень хороший вопрос. В ходе нашего последнего заседания мы приняли новое положение о ВКС. Последний раз обновленную редакцию мы утверждали в 2018 году, но с 2018 за эти 5 лет произошли тектонические сдвиги, события мирового масштаба, на которые мы не могли не отреагировать. В частности, в настоящий момент в состав ВКС входит 26 человек, мы приняли решение о расширении состава ВКС – теперь в него будут входить 28 человек, увеличится количество представителей соотечественников, проживающих в странах Африки, Ближнего Востока и Азии. ВКС отреагировал на современные вызовы, мы хотим понять, как мы можем участвовать в этом повороте на Восток, причем я бы сказал, что и на Юг тоже, потому что это не только восточный вектор. Я думаю, что будет у нас больше участников в составе ВКС и из стран Южной и Латинской Америки.
Весь мир раньше был европоцентричен, американоцентричен, сейчас мы постепенно идем к подлинной многополярности. Безусловно, ни Европа, ни США никуда не денутся, они останутся мощными центрами силы. Но России, как одному из возможных центров этого нового многополярного мира, уже пришла пора не просто говорить о повороте на Восток и на Юг и еще туда, в другое полушарие, пришла пора делать определенные шаги. Россия последние века была больше заточена на взаимодействие с Европой, крупными англосаксонскими странами, и у нас достаточно специалистов в этой сфере. А вот специалистов в сфере страноведения других стран у нас мало и здесь наши соотечественники могут сыграть свою очень серьезную роль.
В этом году состоялся саммит «Россия-Африка», в котором приняли участие два члена ВКС из Конго и Камеруна и один представитель наших соотечественников из Южной Африки. У них была возможность обратить внимание российских участников саммита на то, что они могут найти поддержку своих инициатив на африканском треке, обратившись в организации российских соотечественников или даже к каким-то видным представителям российских местных общин, это все готовые эксперты по странам их проживания. Вот что мы знаем о Камеруне? Сколько человек на улице Москвы мы найдем, которые хоть раз там бывали или что-то слышали? Я лично помню только успех сборной Камеруна на одном из чемпионатов мира по футболу, которую, кстати, тренировал российский тренер Валерий Непомнящий.
А если есть необходимость начать какую-то работу с этой страной в экономической или культурной сфере? Да, есть, конечно, Институт Стран Азии и Африки МГУ, есть какое-то количество ученых и дипломатов, которые работали в этой стране, но это все капля в море. А есть российские соотечественники, которые там живут и постоянно находятся. Я призвал бы сейчас тех, кто планирует какое-то взаимодействие с этим, еще не до конца понятым нами миром, миром не европоцентричным, не американоцентричным, обратить внимание на российских соотечественников.
Беседовала Екатерина Шеховцова, ВКСРС