Правозащитный Фонд на прямой связи с соотечественниками

27.06.2012

Как мы сообщали ранее, на портале Института Русского зарубежья «Россия и соотечественники» (www.russkie.org) состоялось онлайн-интервью с исполнительным директором Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, Игорем Константиновичем Паневкиным. Представляем читателям нашего сайта сокращенный вариант интервью. Полный текст интервью - на портале RUSSKIE.ORG.

 Досье: Игорь Константинович Паневкин, исполнительный директор Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Утвержден на эту должность в сентябре 2011 г. На момент назначения работал заместителем директора Правового департамента МИД России и занимался проблематикой правовых аспектов деятельности международных организаций ООН, СНГ, СЕ, ОБСЕ и др. Кроме того, в ведении И.К. Паневкина находилась деятельность международных судебных инстанций - Международного суда, Югославского и Руандийского трибуналов, Европейского Суда по правам человека и др.

Немало внимания уделялось и Международному Краснокрестному движению, включая МККК, МФОКК и КП. Таким образом, на практике применялись теоретические знания  и практический опыт, приобретенные И.К. Паневкиным в Московском государственном институте международных отношений и его аспирантуре, в Постпредстве России при ООН в Нью-Йорке, в Представительстве России при Международной Морской Организации в Лондоне и на многочисленных международных мероприятиях, в которых ему довелось участвовать.

Вклад И.К. Паневкина в защиту интересов России на международной арене отмечен медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" второй степени, дипломатическим рангом Чрезвычайного и полномочного посланника второго класса.

Несмотря на интенсивный график работы в Фонде, И.К. Паневкин продолжает в свободное время бывать на природе, любит водить автомобиль и читать фантастику. Время от времени выбирается в театры с женой и дочкой.

Убежден, что права и законные интересы человека должны соблюдаться, а в случае необходимости - защищаться в рамках национальных и международных законов.

Игорь Константинович Паневкин:

Уважаемые соотечественники!

Искренне рад нашей встрече с вами на портале Института Русского зарубежья. Сегодня завершается  онлайн-интервью в рубрике «Задайте вопрос исполнительному директору Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом». Однако смею Вас заверить, что это не последняя наша с вами встреча в прямом эфире. Информационное общение будет продолжено и в будущем.

Благодарен за направленные  вопросы. Их поступило действительно много, и заданы они, что называется, от души. Чувствуется, что соотечественники неравнодушны  к деятельности Фонда и ждут от него конкретных, осязаемых результатов.

Могу  заверить, что Фонд,  работа которого постепенно набирает обороты, в меру наших сил и возможностей будет отстаивать ваши  интересы в  сфере прав человека. К этому нас призывает и указ президента Российской Федерации «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» от 7 мая 2012 года, в котором В.В. Путин поручил обеспечить всестороннюю защиту прав, свобод и законных интересов соотечественников. Поставленные вами вопросы помогают нам глубже вникать в суть тех многогранных проблем, с которыми сталкиваются наши соотечественники в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Вместе с тем, ваши вопросы свидетельствуют о том, что  в среде соотечественников недостаточно знакомы с целями и задачами Фонда. Многие вопросы выходят за рамки Устава Фонда и, соответственно, его  полномочий. Так, например, в нашу компетенцию не входят обращения, связанные  с оказанием содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, или предоставление российского гражданства. Для их решения задействуются каналы зарубежных представительств ФМС России и МИД России. К уставным задачам Фонда не относятся и такие темы, как  бракоразводные процессы, вопросы усыновления и удочерения, раздел имущества, бытовые проблемы, личные обиды, дорожно-транспортные происшествия.

Хотел бы также обратить  внимание на действующий  механизм выделения грантов и субсидий юридическим и физическим лицам.  Вердикты по ним принимают не сотрудники Фонда, а предусмотренные для этих целей управляющий совет Фонда, экспертно-правовой совет или правление Фонда, в состав которых входят опытные юристы, адвокаты, правозащитники, деятели культуры, ответственные сотрудники общественных организаций, представители российских профильных министерств и ведомств. Всю эту информацию можно почерпнуть на сайте Фонда www.pravfond.ru .

А теперь позвольте перейти к ответам на ваши вопросы.

Виктор М.: Уважаемый Игорь Константинович! В среде соотечественников с одобрением встречен указ президента России В.В.Путина от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации». Многие обратили внимание на то, что предусматривается увеличение бюджетных ассигнований на деятельность Фонда поддержки и защиты прав соотечественников. Соотечественники связывают определённые надежды с деятельностью Фонда. Как, по-вашему, можно определить цель создания Фонда и что конкретно Фонд может сделать для соотечественников?

Ответ: Уважаемый Виктор! Тема защиты законных прав российских соотечественников  в последние годы становится важной составляющей отечественной внешней политики.

Тому есть вполне объективные причины. Российская диаспора за рубежом насчитывает около 30 миллионов человек, из которых почти два миллиона  - граждане РФ. Большие группы россиян, оказавшись на территории новых независимых государств, неизбежно сталкиваются с местными правовыми, политическими и прочими реалиями. В этой ситуации для России как демократического государства защита собственных граждан дома или  за рубежом является важной конституционной миссией и обязанностью. Кроме того, закон о соотечественниках гласит: «содействовать соотечественникам в реализации основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в законодательстве государств их проживания или пребывания, международных договорах Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации, а также принимать меры по их защите и восстановлению» (ст.17).

25 мая 2011 г. для реализации этих задач был принят указ президента России № 678 «О создании Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом», который рассматривается как качественно новый этап работы на данном направлении. Учредителями Фонда являются МИД России и Россотрудничество.

С самых первых шагов мы стремимся создавать структуру правовой защиты соотечественников на основе консультаций с опытными правозащитниками, страновыми координационными советами, просто людьми, столкнувшимися с правовой дискриминацией. Мы стараемся поддерживать, в первую очередь, проекты, имеющие значение для широкого круга соотечественников. Такими проектами стали Центры правовой защиты соотечественников, которые до конца текущего года могут заработать в Прибалтике и ряде стран СНГ. Это создаёт возможность существенно облегчить доступ  соотечественников к  квалифицированной юридической помощи. На следующем этапе планируется создание консультативных центров в местах компактного проживания русскоязычного населения.

Вызывает беспокойство общий уровень правовой грамотности соотечественников - особенно в тех странах, где законодательные материалы доступны только на языке «титульной» нации. Поэтому по согласованию с рядом периодических изданий соотечественников на русском языке, Фонд поддержит открытие постоянно действующих рубрик правовых консультаций.

Направлений работы много. Предстоит создание структуры правового мониторинга национальных законодательств в отношении  нацменьшинств, подготовка и издание справочной литературы по  правовым вопросам, проведение семинаров  по обмену опытом, привлечение молодых юристов к проблеме прав человека и т.д.

Валерий Иванович: Намерен ли Фонд предпринять действия по пересмотру/отмене несправедливого решения ЕСПЧ по делу нашего соотечественника В.М. Кононова, которое может иметь далеко идущие негативные последствия для всех ветеранов Великой отечественной войны, в каких бы странах они не проживали в настоящее время.

Ответ: Для начала мы хотели бы глубоко проанализировать перспективы такого развития событий. Если имеются возможности пересмотра или отмены этого приговора, то Фонд, безусловно, предпримет все необходимые для этого действия.

Синицын Роман: Как известно, руководство России придает большое значение борьбе с искажениями и фальсификациями истории, особенно истории Великой Отечественной войны. В этой связи: может ли Фонд выделить средства на издание правдивых учебников по данной теме, подготовленных общественными организациями соотечественников, для учащихся школ с русским языком обучения в странах СНГ?

Ответ: Уставом Фонда выделение средств на издание книг не предусмотрено. Вместе с тем, Фонд вправе закупить как в России, так и за рубежом правозащитную и иную литературу гуманитарного характера для передачи организациям соотечественников.

Сердюкова Наталия Ивановна: Игорь Константинович, добрый день! Хочу задать вопрос о пенсии моего отца, Ашихмина Ивана Александровича,1931г.р.,гражданина России. Он в данный момент проживает в Литве, имея вид на жительство в Литве. Получает пенсию военнослужащего, которую ему перечисляют из России. Будет ли Россия продолжать перечислять ему пенсию, если он переедет в Украину и получит вид на жительство в Украине?

Ответ: Уважаемая Наталия Ивановна, на сегодняшний день российские пенсионеры проживают в 107 странах мира. И Российская Федерация выплачивает этим людям необходимые суммы. В отношении тех граждан, кому положена пенсия РФ и выехавших из РСФСР в составе СССР (до 01.01.1992 г.) – например, действуют  международные договоры по пенсионному обеспечению. Они подписаны со всеми странами  бывшего СССР (кроме Азербайджана). Гражданам бывшего СССР в трудовой стаж для начисления пенсии засчитывается все время работы независимо от того, на территории какой из республик они трудились.

Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил и Пограничных войск, сотрудников органов внутренних дел регулируется специальными соглашениями. Однако, поскольку выплата военных пенсий целиком и полностью относится к компетенции Министерства обороны РФ, рекомендуем Ваш вопрос адресовать в отдел по работе с обращениями граждан Управления делами Министерства обороны РФ, почтовый адрес которого: 119160, Москва, ул. Знаменка, д.19, справочный тел./факс: 8(495) 696-86-73

Надежда Старкова: Может ли Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, оказывать помощь, в том числе финансовую, соотечественникам, решившим воспользоваться Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на этапе их подготовки к переселению из страны исхода в Россию?

Ответ: Все правовые, организационно-технические, административные и финансовые вопросы, связанные с переселением в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, решаются на основе нормативной правовой базы, специально сформированной для целей реализации названной Государственной программы. Эта программа целевая, и она финансируется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета Российской Федерации. В этой связи и с учетом уставных положений Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, не вправе заниматься сопровождением Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Fomin: Каков механизм принятия решений в Фонде о выделении средств на поддержку того или иного проекта?

Ответ: Полученные Фондом заполненные в соответствии с размещёнными на сайте Фонда (www.pravfond.ru) образцами заявки прорабатываются и представляются на рассмотрение либо управляющего совета (гранты), либо правления Фонда (субсидии). Если заявка имеет неоднозначный характер (по стоимости или по предмету деятельности), она может быть вынесена на экспертно-правовой совет Фонда. По утвержденным заявкам заключаются соответствующие договоры и начинается практическая работа с выделением финансирования по реализации содержащихся в заявках проектов.

Надежда Трубицына: Здравствуйте, уважаемый Игорь Константинович! У меня, гражданки России, и Малитовской Нонны, гражданки Молдовы, идут судебные процессы. Мы защищаемся в судах самостоятельно без помощи адвокатов. На сегодняшний день наши возможности исчерпаны, и нам срочно нужна помощь квалифицированных адвокатов. Проблемы у нас с Малитовской Нонной идентичные. Есть ли у Фонда возможность выделить субсидии для защиты наших интересов в судах и заключить договор с одним адвокатом? В телефонном разговоре Вы мне сообщили, что в Кишиневе Центр правовой защиты соотечественников заработает лишь в сентябре 2012г. Для нас с Малитовской Нонной это может оказаться слишком поздно, тем более, что по одному судебному делу Малитовской  уже необходимо писать исковое заявление в ЕСЧП. В процессе судебных разбирательств наши права грубейшим образом были неоднократно нарушены, это могут подтвердить юристы, которые изучали наши материалы. На сегодняшний день я вынуждена писать жалобу на судью, которая ведет мое дело, в Высший Совет Магистратуры РМ, чтобы как-то защитить свои права. В РМ в нарушение законодательства проводятся судебные процессы с целью захвата имущества и квартир собственников за якобы неуплаченные коммунальные долги, сумма которых превышает доход семьи в несколько раз. Дотаций, пособий и компенсаций государство РМ не выделяет. Хотя на сегодняшний день у меня есть ответ из министерства труда и соцзащиты РМ на мое заявление Президенту РМ, в котором говорится, что расходы на содержание жилья, в том числе на оплату коммунальных услуг за 2011 г. в РМ по статистическим данным составила 18,1 % в месяц. Фактически эти расходы составляют 200-300%. Мы и другие соотечественники оказались заложниками этой неправовой ситуации, и каждый в одиночку без помощи адвокатов не может защитить себя. Просим помощи Фонда уже сейчас. С уважением, Трубицына Надежда.

Ответ: Уважаемая г-жа Трубицына. С сочувствием воспринимаем непростую ситуацию, в которой оказалась Ваша семья.  Понимаем, как трудно, будучи безработной, содержать на маленькую пенсию себя и  больную престарелую мать, а также нести  бремя судебной тяжбы,  связанной с  долгами по коммунальным платежам.

По нашей просьбе к данному делу подключился адвокат В.Тукан. Развитие ситуации отслеживается посольством России в Республике Молдова. В ближайшее время при поддержке Фонда в Кишиневе начнет работу Центр правовой защиты соотечественников, проживающих в Молдове.  Уверены, что  Ваше обращение в  Центр не останется без ответа.

Сергей Петрович: Как  Вы оцениваете результаты работы Фонда за истекшее время?

Ответ: На мой взгляд, работу Фонда должны оценивать в первую очередь его непосредственные потребители - наши соотечественники. И пока в массе своей мы слышим позитивные отклики. Это радует.

Со своей стороны мог бы отметить, что за прошедшие полгода сделано немало. Фонд завершил нелегкий этап своего становления и приступил к практической работе во взаимодействии с МИД России и Росссотрудничеством. Решен ряд непростых организационно-технических вопросов. Укомплектован в целом кадровый состав. Создан свой сайт. Установлены деловые связи с российскими и некоторыми зарубежными СМИ. Проведена презентация Фонда в агентстве РИА-НОВОСТИ, где прошел видеомост с Астаной, Киевом и Кишиневом, запущен механизм онлайн-интервью.

Активно заработало договорно-правовое направление деятельности Фонда. Разработаны и утверждены Правила выделения Фондом грантов и субсидий, сформирован экспертно-правовой совет Фонда, который обеспечивает научную составляющую нашей деятельности. Идет процесс заключения соглашений с ведущими правозащитными организациями России и стран бывшего СССР, адвокатскими конторами в целях сотрудничества и взаимодействия по правозащитной проблематике.

Фонд приступил к выплате денежных средств. 30 мая с.г. на заседании Правления Фонда утверждены заявки на выделение субсидий ряду значимых, с нашей точки зрения, проектов, в том числе, по созданию центров правовой защиты, поддержке русскоязычных изданий. Приняты решения о предоставлении субсидий по оказанию правовой помощи отдельным соотечественникам. В ближайшие дни будут рассмотрены очередные заявки объединений соотечественников на получение финансирования.

Осуществляется тесное взаимодействие со страновыми координационными советами организаций соотечественников. Сотрудники Фонда приняли участие в работе их региональных конференций в Любляне, Ялте, Софии, Вильнюсе, в ходе которых состоялся живой и заинтересованный разговор о работе Фонда.

Разумеется, мы далеки от того, чтобы представлять работу Фонда исключительно только в «розовом цвете». Готовы к справедливой и конструктивной критике, конкретным и деловым предложениям, которые помогут нам совместными усилиями повысить эффективность работы Фонда в интересах Русского мира.

Николай: Распространяется ли деятельность Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, на граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации?

Ответ: В соответствии со статьей 1 («Понятие соотечественника») Федерального Закона Российской Федерации № 99-ФЗ от 24.05.1999 «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (с поправками, принятыми 9.07.2010) граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, являются соотечественниками, проживающими за рубежом, и на них в полной мере распространяется деятельность Фонда. При этом необходимо учитывать, что критерий «постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации» подразумевает факт отсутствия у лиц данной категории соотечественников регистрации (прописки) на территории Российской Федерации. Если же гражданин Российской Федерации, находящийся за рубежом, имеет регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации, то он не подпадает под определение «соотечественник, проживающий за рубежом». И в этом случае на него не распространяется деятельность Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. При необходимости помощь и поддержку за пределами территории Российской Федерации ему будет оказывать соответствующее российское дипломатическое представительство или консульское учреждение.

Ekaterina: Многие годы пытаюсь поменять эстонское гражданство на российское. Миграционная служба Эстонии отказала мне в лишении гражданства по политическим мотивам, требуя справки о дальнейшем получении какого-либо гражданства. Год рождения 1957, Коми АССР, отец-украинец, мать-русская. Моя беда, что родители умерли. Я имею право льготного посещения могил, но при наличии справки  от кладбища, где они захоронены. Справка стоит 2000-3000рублей, что моей сестре и сыну, проживающим в России, не по карману. Имею в наличие свидетельство о смерти со штампом кладбища, на основании которого выдается вышеупомянутая справка. Но в консульстве города Таллин ее не рассматривают как документ. Считаю это коррупцией и вымогательством денег. Прошу посоветовать, что делать Месячный доход 240 евро - пенсия по инвалидности

Ответ: Уважаемая Екатерина! Исчерпывающую информацию о порядке и процедурах, связанных с изменением гражданства (в Вашем случае переход из эстонского гражданства в российское), Вы можете получить в одном из нижеперечисленных консульских учреждений России в Эстонии (в зависимости от Вашего места жительства):

 - консульский отдел Посольства России в Эстонии (адрес: г. Таллин, улица Лай, дом 18; тел.: тел.(+372)  6464131; факс (+372)  6464130; адрес электронной почты: konsotdest@neti.ee);

- консульский отдел Посольства России в г. Тарту (адрес: улица Юликооли, дом 1; тел.:  (+372-7) 403024; адрес электронной почты: tarturus@hot.ee);

- Генеральное консульство России в Нарве (адрес: улица Кирику, дом 8; тел.:  +372 35 913 67, +372  35 606 52; адрес электронной почты: narvacon@narvacon.neti.ee).

Что касается другого Вашего вопроса относительно получения Вами справки от администрации кладбища для льготного посещения могил Ваших родителей. Если у Вас возникают сомнения в правомерности взимания администрацией кладбища денежной платы за предоставление такой справки, то рекомендуем обратиться за разъяснениями к представителям местной администрации. При этом за возможным содействием (например, в переводе документов с эстонского языка на русский и обратно) Вы могли бы обратиться в Координационный совет российских соотечественников в Эстонии (координатор (секретарь) Координационного совета – Красноглазов Андрей Борисович, адрес электронной почты: andrei.krasnoglazov@pushkin.ee).

А.Гегальчий: Румыния, Польша, Словакия и, особенно, Венгрия собирают своих  соотечественников за рубежом, давая им второе гражданство. Собирают своих! Увеличивают нацию, в т.ч. не обращая внимание на окрики из Брюсселя и понимая, что своих за рубежои придется и защищать. США и Израиль раздают свое гражданство всем полезным людям - судя по их развитию, это идет им на пользу. Никакой подобной программы (кроме печально известной "карты русского") у России нет. Почему?

Ответ: Уважаемый г-н Гегальчий, вопрос о двойном (втором) гражданстве является одним из наиболее обсуждаемых в среде наших соотечественников.

Сразу проясним: речь о двойном гражданстве идёт тогда, когда между государствами подписано соглашение о двойном гражданстве (Россия такие соглашения подписала в 1990-е годы с Туркменией и Таджикистаном). В остальных случаях речь идёт о втором гражданстве. Законодательство Российской Федерации допускает такую норму, и любой гражданин Российской Федерации может иметь второе гражданство, но при этом, при  нахождении на территории России он рассматривается исключительно как гражданин России.

Иностранный гражданин может получить гражданство России, но, и это очень важно, при условии, если  указанный  гражданин обратился в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у него иного гражданства (Статья 13, пункт «г» ФЗ №52 от 31 мая 2002 г.).

Хотелось бы подчеркнуть, что и ряд государств СНГ (Украина, Узбекистан, Казахстан) требуют при получении их гражданином второго (например, российского) гражданства отказа от гражданства их страны.

Подчеркнём, что это требование не всегда соблюдается, но заявление об отказе (обязательство) является необходимым условием.

Таким образом, получить второе (российское) гражданство возможно, но наличие двух гражданств имеет не только плюсы, но и минусы, часто искусственно созданные: куда вписывать ребёнка (в какой загранпаспорт), как пересекать границу, как подтвердить «иностранный» стаж работы и полученные дипломы об образовании и т.п.

И ещё. Всеми признан тот факт, что лицо, обладающее гражданством нескольких  государств, рассматривается в каждом из них как обладающее только его гражданством. Из этого следует, что если лицо находится на территории одного из государств, гражданством которого он обладает, то другие государства не вправе оказывать ему дипломатическую защиту.

Таким образом, сам факт наличия российского гражданства (при сохранении гражданства страны пребывания) не является обязательной юридической гарантией его правовой защиты со стороны Российской Федерации. Если гражданин – наш соотечественник, то правовая защита (при нарушении его прав, например, по признакам национально-правовой дискриминации) ему и так гарантированна. Именно с этой целью и создан наш Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом.

А специальной программы по «раздаче» своего гражданства у Российской Федерации нет, в том числе по указанным выше соображениям.

Виктор Александрович  Меньков:  Уважаемый Игорь Константинович! Вопрос у меня к Вам такой: Почему Россия не может помочь своим соотечественникам в отстаивании своих прав на русский язык в Украине?*

Ответ: Уважаемый Виктор Александрович! Для России поддержка русского языка является частью государственной политики. Работа на этом направлении ведётся многими государственными и неправительственными организациями России, включая МИД Российской Федерации, Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), Фонд «Русский мир». Осуществляется комплекс мер по сохранению и развитию русскоязычного пространства, в том числе и в рамках федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011–2015 годы, программы работы с соотечественниками за рубежом на 2012–2014 годы и программами работы с соотечественниками многих других федеральных и региональных организаций страны.

Защита прав наших соотечественников на использование родного языка является одним из важных направлений деятельности Фонда поддержки и защиты прав соотечественников. Работа строится  в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и с учетом законодательства иностранных государств. Важно максимально полно использовать возможности международных норм, а также местного законодательства по этой тематике с тем, чтобы оно полностью отражало законное право русскоязычного населения. Фондом уже предприняты меры по поддержке механизмов анализа соответствия национального законодательства общепринятым международным нормам, в том числе и на Украине.

В то же время необходимо учитывать, что внутреннее законодательство является суверенным делом каждой независимой страны, поэтому статус и положение русского языка в зарубежных странах  во многом зависит  от активности и солидарности русскоязычных общин, всех соотечественников, заинтересованных в отстаивании своих прав на поддержание и сохранение родного языка и национальной культуры.

Ирина: Доброго времени суток. В Узбекистане на сегодняшний день очень сильный ажиотаж по вопросу переселения в РФ. На сегодняшний момент, запись на подачу документов прекращена еще в марте или апреле месяце, т.к. отсутствует решение о продлении программы. Скажите, будет ли в Узбекистане все-таки продлена программа переселения или нет? Заранее спасибо, Ирина

Ответ: Уважаемая Ирина, официальное решение о продлении в новой редакции программы переселения соотечественников готовится и по принятии будет опубликовано.

Валерий Пушилин: Добрый день, Игорь Константинович! В Украине, по официальным данным, постоянно проживает около ста тысяч граждан России. Это только те, кто получил вид на жительство. Многие россияне постоянно находятся в Украине, регулярно выезжая и въезжая. Сезонная миграция – поездки летом в Крым, поездки к родственникам на праздники и повседневные поездки граждан теснейшим образом связанных друг с другом стран – это миллионы людей. Президент РФ В.В.Путин поручил обеспечить всестороннюю защиту прав, свобод соотечественников. Что изменится? В Украине с каждым годом падает авторитет консульств, посольства... 3- й секретарь ГК в Харькове в начале нулевых годов проблемы по жалобам решал в телефонном режиме. Реально решал. А сегодня  судья, рассматривая уголовное дело в отношении россиянина, выгоняет с судебного процесса консула. Органы прокуратуры и иные инстанции игнорируют обращения - письма генконсула России. В Украине, при любой власти, отношение к России, на практике, меняется в худшую сторону. И это не зависит от этой страны. На Украине создан ВКСОРС, председатель В.В.Колесниченко, но в положение ВКСОРС не входит защита граждан РФ (подчеркиваю, граждан РФ, а не соотечественников с украинскими паспортами), ведь это функции генконсульств РФ в стране пребывания. Но консульское учреждение России, призванное защищать права россиян за границей, действует в рамках Венской конвенции. Общественная организация может функционировать за пределами компетенции консульства. Правозащитная организация может решать вопросы с юристами, журналистами, государственными учреждениями и иными общественными и международными организациями  -  как в стране проживания, так и за ее пределами. Однако сейчас у нас возникла вот такая проблема: украинские органы могут считать, что мы, россияне в Украине, подменяем собою российское консульство, а российские органы нас считают украинской организацией, и потому ограничены во взаимодействии с нами. Надеемся на помощь Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом и совместного создания действующего механизма для повышения возможности по правовой поддержки и эффективной защиты прав и законных интересов российских граждан. С уважением, президент Фонда "Украина-Россия" В.В.Пушилин

Ответ: Уважаемый Валерий, В своём письме Вы пишете, что в задачи ВКСОРС «не входит защита граждан РФ…, ведь это функции Генконсульства РФ в стране пребывания». На мой взгляд, в вашем вопросе есть две стороны медали.

С одной стороны, Вы правы, говоря, что граждане Российской Федерации, пребывающие за пределами территории РФ, находятся в сфере деятельности консульских учреждений России за рубежом.

С другой - следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» № 99-ФЗ от 24.05.1999 года (с поправками, принятыми 09.07.2010 г.) граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, также подпадают под понятие «соотечественники за рубежом» (ст. 1 Закона). Этот статус определяют их гражданская принадлежность и документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации.

В этом качестве они полноценно участвуют в организациях российских соотечественников, в том числе, избираются в соответствующие координационные советы  и, безусловно, охватываются деятельностью ВКСОРС.

Кроме того, согласно упомянутому закону существует несколько категорий лиц, которые не имеют российского гражданства, но являются соотечественниками, в том числе и, разумеется, граждане Украины, заявившие о своей самоидентификации в Русском мире.

Хотелось бы также напомнить, что в унисон с российским законодательством звучит и Устав Всеукраинской общественной организации «Правозащитное общественное движение «Русскоязычная Украина»,  в котором предусмотрено, что членами «организации могут стать граждане Украины, граждане других государств, лица без гражданства, которым исполнилось 14 лет, разделяющие цель и задачи «Организации», способствующие её деятельности и исполняющие уставные обязательства.

Что касается деятельности Фонда, то она направлена на обеспечение условий, при которых наши соотечественники смогут в полной мере пользоваться правами граждан стран, на территории которых они проживают.

При этом мы исходим из того, что соотечественники, в свою очередь, добросовестно соблюдают законы страны пребывания. А помощь Фонда нужна, в первую очередь, тогда, когда нарушаются права российского соотечественника, закрепленные в законодательстве государств их проживания или пребывания, международных правовых актах и других общепринятых международных документах в  области прав человека.

Одним из создающихся совместно с организациями соотечественников механизмов правовой защиты их прав и законных интересов  является поддержка в создании и деятельности центров правовой защиты.  Подобные центры могут функционировать при координационных советах соотечественников, на базе действующих юридических групп или адвокатских контор. При этом выбор партнёрских организаций по правозащитной деятельности и формирование программ их поддержки будет осуществляться с учётом мнения соответствующих координационных советов организаций российских соотечественников.

 

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии