«Почему все русские должны уехать?»
По словам депутата Европарламента Татьяны Жданок, на прибалтов в ЕС смотрят как на шаловливых детей.
«Если человек хочет репатриироваться в Россию, почему нет? Но создала ли Россия для этого хорошие условия?» – отметила в беседе с газетой ВЗГЛЯД лидер «Русского союза Латвии», депутат Европарламента Татьяна Жданок. По ее словам, правозащитники не дадут «выдавить» русских из страны. Но надо преодолеть сопротивление шовинистов, в том числе во власти.
События на Украине используются властями Латвии для добавления новых штрихов к образу врага. Латвия готова оказать вооруженное сопротивление, если на ее территорию проникнут «зеленые человечки», такое заявление сделал накануне глава минобороны балтийской страны Раймон Вейонис, которого цитирует новостной портал Delfi. «Если потребуется, мы этих «зеленых человечков» пристрелим», – заявил министр. Как отмечает эстонская Postimees, скорее всего, речь шла о вооруженных формированиях, аналогичных ополченцам ДНР и ЛНР.
Прибалты врага, как правило, ищут на востоке: как сообщает РИА «Новости», на днях в латвийском Сейме фракция национального объединения «Все – Латвии» внесла предложение прекратить выдачу вида на жительство (ВНЖ) гражданам России – якобы с целью предотвращения угрозы национальной безопасности. Впрочем, накануне Сейм отклонил идею националистов. Вероятнее всего, из экономических соображений: 4 года назад Латвия приняла закон, согласно которому вид на жительство может получить любой гражданин другого государства, который купит недвижимость в Риге или других крупных городах за 200 тыс. долларов или за 100 тыс. долларов в любом другом месте Латвии.
Если идея запрета выдачи вида на жительство россиянам – это скорее инициатива снизу, то в вопросе об антироссийских санкциях Латвия строго следует курсу «старших товарищей». В минувший четверг правительство прибалтийской страны собралось на внеочередное заседание, чтобы одобрить новый пакет санкций Евросоюза. А 9 сентября премьер-министр Лаймдота Страуюма едва ли не первой из европейских политиков проинформировала о том, что ЕС единогласно принял решение о новых санкциях в отношении России.
Тем временем министр юстиции Гайдис Берзиньш (выдвиженец уже упомянутых националистов из объединения «Все – Латвии») нашел внутреннего врага. Как сообщает Delfi, 5 сентября Берзиньш обратился с запросом в полицию безопасности с требованием проверить деятельность партии «Русский союз Латвии» (РСЛ) – ей инкриминируют договор о сотрудничестве с крымским движением «Русское единство», которое возглавляет врио главы Республики Крым Сергей Аксенов.
Ранее депутат Европарламента Карлис Шадурскис (представляющий партию «Единство», которая входит в правящую коалицию) направил в минюст заявление. В нем он фактически обвинил лидера РСЛ, а также депутата Европарламента Татьяну Жданок едва ли не в «работе на врага», госизмене и попытке госпереворота. «Некоторые признаки указывают на то, что... Жданок ведет систематическую деятельность с целью ослабить демократический строй в Латвии и включить ее территорию в другое государственное образование, ликвидировав территориальную целостность и фактическую независимость», – «проинформировал» Шадурскис.
Газета ВЗГЛЯД обратилась к депутату Европарламента Татьяне Жданок с просьбой рассказать о том, каково сейчас приходится активистам русского движения Латвии и в каком положении находится русскоязычное «меньшинство» (относительное меньшинство – 27% по переписи 2011 года).
- Татьяна Аркадьевна, министр юстиции Берзиньш недавно выступил с обвинениями против вас и «Русского союза Латвии». Фактически вам инкриминируют попытку государственного переворота. Что, на ваш взгляд, стало поводом?
- Берзиньш только что стал в очередной раз министром. И ему надо было чем-то громким обозначить свое вступление в должность. Господин Берзиньш – этакий эталонный образец национал-радикала. 4 октября в Латвии пройдут выборы в парламент, сейчас в стране идет избирательная кампания.
Националы не могут продемонстрировать своим сторонникам положительных достижений и в силу этого используют типичный прием с созданием образа врага и нагнетанием ксенофобии. В качестве врага выбраны «Русский союз Латвии» и лично Татьяна Жданок.
- В декабрьском интервью газете ВЗГЛЯД президент Латвии Андрис Берзиньш говорил: антироссийские настроения в Латвии не являются определяющими. По его словам, правые экстремисты есть во всех странах, и никто на них не обращает внимания. Допустим, в Германии, где неонацисты – изгои общества, это так. А как с этим обстоит дело в Латвии?
- Когда президент Латвии говорил о наших правых радикалах, он, видимо, имел в виду совсем уж «отморозков». Вроде тех, кто устраивает шествия 22 июня во славу нападения гитлеровцев на СССР. Но он умолчал о других радикалах – тех, что входят в правительственную коалицию. Причем в Латвии они являются составной частью не только нынешней правительственной коалиции, но и почти всех предыдущих.
Сначала это были партии «Отечеству и свободе» и «Движение за национальную независимость Латвии», затем возникло объединение этих двух партий, а сейчас в так называемое «Национальное объединение» входят уже три партии – новое дыхание ему дало еще более радикальное молодежное движение «Visu Latvijai!» («Все для Латвии!»).
В Европе партии с подобными программами действительно считаются экстремистскими, праворадикальными, «нерукопожатными».
Но, к сожалению, в Европе исповедуются двойные стандарты. Яркий пример – Йорг Хайдер (ультраправый австрийский политик, до своей гибели в 2008 году – губернатор австрийской провинции Каринтия. Хайдер известен расистскими и антисемитскими высказываниями, преследованием мигрантов, запрещением в Каринтии церковного богослужения на славянских языках – прим. ВЗГЛЯД). После того как Хайдер вошел в австрийскую правительственную коалицию, на уровне Евросоюза был принят ряд обязывающих правозащитных норм, так называемые антидискриминационные директивы (директивы против дискриминации по признаку принадлежности к национальным меньшинствам и по ряду других признаков, принятые ЕС в 2000 году – прим. ВЗГЛЯД). Они считаются продуктом такого политического явления, как Хайдер.
Однако на страны Балтии в Евросоюзе смотрят как на шаловливых детей, которым можно простить такие выходки, которые не прощаются в Западной Европе. Этим наши правящие круги и пользуются.
- Недавно электронные СМИ писали о главной латвийской поклоннице Третьего рейха – рижской чиновнице Шарлоте Лоренце. Она, не стесняясь, позирует перед камерами в эсэсовской форме, открыто признается в том, что считает славян низшей расой. Лоренце родилась в 1991 году, когда Латвия де-факто была независимой. Этот персонаж – городская сумасшедшая или же подтверждение тенденции? Какой процент латвийской молодежи заражен неонацистскими настроениями?
- К сожалению, это тенденция, и тенденция усиливающаяся. Это следствие того, что в Латвии на официальном уровне поддерживается политика реванша в отношении тех, кто победил во Второй мировой войне.
Те, кто был на стороне Гитлера в Латышском регионе СС, объявляются героями. Чего стоят одни только знаменитые шествия бывших латышских эсэсовцев к памятнику Свободе!
Нам говорят, чтобы мы не обращали на это внимания. Если бы эти старики действительно шли к могилам своих соратников, чтобы почтить их память, мы бы не обращали на это внимания.
В данном же случае они шествуют по выстроенному вдоль всей улицы, ведущей к центральному монументу в столице Латвии – памятнику Свободе, почетному коридору из нескольких десятков молодых людей с флагами. Причем не только из Латвии. На эти шествия бывших эсэсовцев приезжают неофашисты из других стран Балтии. Видели там и молодых неонацистов из России. Это как раз и опасно.
Набирают силу идеи о «многоэтажном человечестве», о том, что есть полноценные и неполноценные нации и что вторых надо физически уничтожать либо сделать рабами.
- Какова сейчас ситуация с русскоязычным населением Латвии, зачисленным в nepilsoni – «неграждане» Латвии? Сообщается, что неграждан ущемляют в правах, не дают им работу, например, на госслужбе и в силовых структурах. Но при этом есть мнение, что многие неграждане скорее останутся в Латвии, чем, скажем, переедут в Россию. Вы согласны с этим мнением?
- То, что русскоязычное население почти поголовно оказалось негражданами, – это некоторое преувеличение. Однако доля неграждан в нелатышском населении весьма существенна.
В 1993 году, после окончания первичной регистрации жителей Латвии, гражданами Латвии не были признаны 72 процента, то есть почти две трети нелатышей. Эти люди тоже были поделены на сорта: даже ущербный статус негражданина был гарантирован не всем, и каждому шестому было отказано в регистрации по разным надуманным причинам. Все это было сделано с целью «выдавливания» из Латвии максимального числа представителей национальных меньшинств. Но мы, правозащитники, не дали этому плану осуществиться: добились с помощью судов легализации практически всех искусственно созданных «нелегалов».
И сейчас, по прошествии двадцати с лишним лет, я не считаю, что нужно искусственно стимулировать миграцию. Почему все латвийские русские должны переезжать в Россию? Человек должен иметь свободу выбора. Если человек хочет репатриироваться в Россию, почему нет? Но создала ли Россия для этого хорошие условия? В частности, законодательные нормы, позволяющие без проблем получить гражданство, вид на жительство, а в некоторых случаях и статус беженца или вынужденного переселенца. В этой части к России у меня много претензий. Но это вторая, отдельная тема.
Русский мир не увеличится от того, что один русский человек переедет из одной страны в другую. Наша задача – сохраниться в Латвии как русской общине. А для этого мы должны иметь законодательные гарантии получения образования всех уровней на русском языке.
Русский язык в Латвии должен иметь официальный статус. Положение неграждан – это третья по значимости проблема, которой мы занимаемся. Согласно последним статистическим данным, неграждане составляют сейчас половину русской общины Латвии. Причем изменение пропорции вызвано в основном естественными демографическими процессами, а отнюдь не процедурой натурализации.
Мы добиваемся «нулевого» варианта гражданства, то есть замены паспортов неграждан на паспорта граждан всем того желающим без экзаменов и клятв.
Одновременно привлекаем внимание к проблеме отсутствия у неграждан права голоса. То, что только граждане могут занимать должности государственных чиновников или судей, – это нормальная мировая практика. А вот то, что негражданин не может быть адвокатом или нотариусом, уже ненормально. А есть еще масса социальных и экономических различий в правах граждан и неграждан.
- Полтора года назад вы рассказывали газете ВЗГЛЯД о русской матери, у которой голландский суд отобрал детей – мальчика и девочку. Официальная формулировка – мать общалась с детьми на русском языке. Вы не в курсе, чем закончилась эта история?
- Вопрос до сих пор не решен положительно. Идут суды, дети находятся в интернате. Конца и края не видно. Мы готовим сейчас специальный сайт на русском языке: будем давать полезную информацию всем, кто уже создал или собирается создать интернациональную семью или переехать жить в другую страну. Случаев изъятия детей из семей наших соотечественников в западноевропейских странах становится все больше, и здесь крайне полезными будут советы юристов и психологов. Тогда и нам, политикам, придется меньше сталкиваться с уже очень запущенными случаями, каковым, к сожалению, оказалась эта голландская история.