Президент Украины Владимир Зеленский внес в Верховную раду проект закона о коренных народах. В документе отдельно указаны в качестве коренных народов Украины те, которые сформировались на территории Крыма – крымские татары, караимы и крымчаки.
Согласно законопроекту, коренные народы имеют право на самоопределение на Украине, устанавливают свой политический статус в рамках конституции и законов страны, свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие. Им дается право создавать свои учебные заведения и обучаться на языке соответствующего коренного народа, а также создавать свои СМИ, государство обязуется гарантировать их защиту от актов геноцида и любых других притеснений.
Напротив, те народы, которым не повезло попасть в список коренных, а среди них русские, всех этих преференций в образовательной и культурно-информационной сфере, соответственно, лишены.
Рассмотрение законопроекта вызвала бурю негодования в российских политических и дипломатических кругах. 1 июня постпред России при ОБСЕ Александр Лукашевич назвал законопроект дискриминационным. «После того, как появился этот проект, мы попросили украинских представителей прокомментировать, как это соотносится с конституционными нормами по защите прав национальных меньшинств, чем будет заниматься эта законная норма, права каких этносов будут защищаться через это законодательство», – сказал А. Лукашевич в ходе пресс-конференции, организованной МИА «Россия сегодня».
Еще более резко охарактеризовали законопроект российские политики. «Циничным неприкрытым нацизмом» назвала его спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на пленарном заседании палаты 2 июня. «Это не только культурный, языковой геноцид, это еще и неприкрытая, насильственная украинизация всех национальностей и народов, проживающих на территории Украины», – заявила она.
В тот же день председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков заявил, что ряду государств необходимо объединить усилия, чтобы не дать руководству Украины осуществить очередное притеснение народов на ее территории.
Таким образом, процитированные и непроцитированные отечественные дипломаты и политики единодушны в признании законопроекта дискриминационным и даже геноцидальным. В выступлениях парламентариев звучат призывы объединить усилия с другими государствами против политики ущемления народов.
Те же призывы, но двумя-тремя неделями ранее звучали на международной научно-практической конференции «Национальные меньшинства и русские Украины – объекты насильственной украинизации», состоявшейся 14 мая с. г. в Ростове-на-Дону в Южном федеральном университете. Организаторами мероприятия стали комитет Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками в лице первого заместителя председателя В.П. Водолацкого, Центр информационного и общественного сотрудничества «Европа» (г. Ростов-на-Дону, директор Э.А. Попов) и Южный федеральный университет.
Научно-практический статус конференции ставил перед ней не только теоретические, исследовательские задачи. Как было заявлено во вступительном слове, одна из задач – работать над сплочением демократических и антинацистских сил Европы.
Конференция стала логическим развитием международного круглого стола о проблеме соотечественников, организованного Центром информационного и общественного сотрудничества «Европа» на грант Фонда поддержки и правовой защиты соотечественников, проживающих за рубежом (г. Москва), мероприятия, о котором «Ритм Евразии» ранее рассказывал.
Участники конференции (большинство делали свои доклады в режиме онлайн) – известные ученые, эксперты-международники, политики и общественные деятели стран Европейского союза, правозащитники. В общей сложности в мероприятии приняло участие 27 человек из девяти стран. Примерно две трети участников – представители стран ближнего и дальнего зарубежья (Белоруссия, Приднестровская Молдавская Республика, Венгрия, Чехия, Румыния, Болгария, Сербия, Италия). Несколькими участниками был представлен Фонд поддержки и правовой защиты соотечественников, проживающих за рубежом (г. Москва).
Еще когда мы подводили итоги круглого стола о соотечественниках в Ростове-на-Дону, была обозначена стратегическая цель: попытаться наладить механизм диалога научно-экспертной среды и государственной власти. Этой же цели следовали и организаторы конференции 14 мая. Откровенно говоря, хотелось бы более пристального внимания органов власти к инициативам группы ученых из разных стран (костяк составляют специалисты из вузов и научных центров России, Белоруссии, Приднестровья) и более мобильной реакции на наши инициативы. Тем не менее диалог постепенно налаживается, что внушает осторожный оптимизм.
Открыли конференцию руководители комитета Государственной Думы Л.И. Калашников и В.П. Водолацкий. Л.И. Калашников вкратце поведал о деятельности возглавляемого им комитета. В.П. Водолацкий поделился некоторыми новостями о продвижении процесса выдачи паспортов жителям ДНР ЛНР. В докладах обоих руководителей комитета прозвучала информация о критическом положении русских и русскокультурных граждан Украины.
Мне как одному из основных докладчиков и автору идеи конференции было необходимо объяснить выбор ее повестки, которая прямо перекликается с политическими новостями последних дней. Вкратце перескажу эту часть доклада: русские – не национальное меньшинство, а один из государствообразующих народов Украины. Эту часть доклада поддержал и существенно развил представитель руководства Фонда поддержки и правовой защиты соотечественников, проживающих за рубежом, В.И. Елагин. В его выступлении приводились статистические данные о численности русских, проживающих на Украине. Даже согласно официальным данным переписи населения Украины 2001 года, таковых 17,2%. Независимые специалисты называют число русских на Украине в несколько раз большее. Вывод В.И. Елагина однозначен: русские – один из государствообразующих народов Украины наряду с собственно украинцами.
Мною подвергнуто критическому рассмотрению ключевое понятие «национальные меньшинства Украины». Это не совсем корректный термин. В отношении отдельных этнических групп – русинов, мадьяр (венгров), румын, болгар, греков и др. корректней употреблять термин «коренные народы». Поскольку они являются коренными жителями своих краев и жили здесь еще до возникновения украинцев как народа (что произошло чуть более 100 лет назад). Однако, как сказано в докладе, употребление термина «национальные меньшинства Украины» допустимо, поскольку он давно устоялся в европейском законодательстве.
Последующие события – внесение Зеленским в Верховную раду проекта закона о «коренных народах» и реакция на него на Украине и в России, вероятно, заставили бы меня несколько по-другому взглянуть на проблему. В самом деле: почему крымских татар и других жителей Крымского полуострова законопроект наделил правом на статус коренных народов, а первые насельники Тавриды – греки, которые жили на полуострове и в других частях Северного Причерноморья за три тысячи лет до возникновения государства (и народа) Украины, такового статуса не получили? Те же вопросы возникают по русинам и мадьярам – подлинным автохтонам исторического края Подкарпатская (Угорская) Русь. Как справедливо отметил в своем докладе один из ведущих ученых-славистов не только России, но и Европы, автор нескольких книг о русинах Карпатской Руси доктор исторических наук К.В. Шевченко, русины – это форма этнокультурного существования нынешних украинцев до возникновения украинцев.
Такая избирательность, в общем-то, понятна: Киев подкупает крымских татар статусом коренного народа, надеясь опереться на них в попытке вернуть себе Крым. Но такое политиканство Зеленского и К° лишь усиливает закономерные возражения против их подхода к определению народов коренных и некоренных.
Второй главный тезис моего доклада как руководителя рабочего оргкомитета конференции: законотворчество украинских властей в области языка грубо нарушает дух и букву законодательства ЕС. Более того: на Украине идет процесс конструирования новой украинской нации – говорящей на «правильном» языке и верящей в «правильных» нацистских «героев». Поэтому языковая политика Украины направлена не только против русских. Ее объектами и жертвами являются также «национальные меньшинства Украины» и собственно украинцы. Нетрудно увидеть в этой политике украинских послемайданных властей следование традиции украинского интегрального национализма – разновидности нацизма.
Это достаточно радикальное утверждение доклада вызвало… нет, не дискуссию, а, скорее, развитие. Авторы нескольких интереснейших докладов из разных стран, что называется, не сговариваясь, так или иначе затрагивали эту проблему – искусственное конструирование украинской нации, геноцидальный характер политики украинских властей в области языка.
Доклад доктора истории, научного исследователя Румынской академии профессора Николае Юга был посвящен сравнительному анализу политики Австро-Венгерской империи по искоренению русского языка и политики нынешних властей Украины в языковом вопросе. Причем сравнение не в пользу Украины: Киев проводит политику языкового геноцида.
Процитирую соответствующий фрагмент доклада Н. Юга: «Объясним, почему был принят такой закон. На мой взгляд, его цель – русские. Это попытка, которая, как мне кажется, не увенчается успехом, насильственно украинизировать 15 миллионов русских, соответственно русскоязычных, на Украине. Но на сегодняшней Украине все еще живет около полумиллиона румын, 140 тысяч венгров и какое-то число поляков, по которым невозможно найти точную цифру. Эти национальные меньшинства станут, как сегодня это называется в американской лексике, „сопутствующими потерями”. Мишень – русскоязычные, сопутствующие потери – румыны, венгры и поляки».
Вывод румынского профессора однозначен: «Сегодня Украина применяет более жестокий метод, резко упраздняя школы с преподаванием на языках национальных меньшинств. То, что Австро-Венгрии не удалось сделать за 50 лет, Украина пытается сделать за три года, практически закрывая школы с преподаванием на языке национальных меньшинств».
Профессору Н. Юга вторил профессор К.В. Шевченко. Он напомнил участникам конференции: нынешняя Галиция, считающаяся сейчас бастионом украинского национализма, обрела данный этнокультурный облик лишь в начале ХХ в. В ХIХ в. местное галицко-русское население в значительной степени считало себя частью единого русского народа, а галицко-русская интеллигенция отстаивала идею русского единства. Однако австрийской и польской администрации Галиции с помощью сферы образования, церкви и этноязыковых экспериментов удалось переформатировать идентичность галицких русинов, превратив их в радикальных украинских националистов.
Маленькая ремарка: в своем интереснейшем докладе на упомянутом выше круглом столе по проблеме соотечественников в Ростове-на-Дону 4-5 февраля К.В. Шевченко проанализировал политику дерусификации населения Западной Белоруссии, попавшей по условиям Рижского мира 1921 года в состав Второй Речи Посполитой. Его вывод: западнорусское (белорусское) население стало жертвой политики рукотворного создания нации, которую проводила Варшава, сотворяя из него новых поляков. Сегодняшнее «сотворение украинства» – все та же хорошо нам знакомая технология этнокультурной инженерии.
Не будет преувеличением сказать, что большинство докладов и выступлений на конференции были сделаны на очень высоком интеллектуальном и профессиональном уровне. Из-за нехватки места пришлось обойти молчанием интереснейшие выступления и доклады участников из Италии, Венгрии, Румынии, Чехии, Болгарии и Белоруссии и Приднестровья. Участники конференции договорились продолжить плодотворно начатое сотрудничество по анализу ситуации на Украине.