Наталия Сабельник: Я еду на Всемирный конгресс с чувством ответственности

Наталия Сабельник уже много лет участвует в движении российских соотечественников: сначала в Конгрессе русских американцев, потом в Координационном совете организаций соотечественников США, а теперь уже – в качестве члена Всемирного координационного совета. Она поделилась своими мыслями накануне VI Всемирного конгресса соотечественников.

- В июне вы оставили пост главы Координационного совета организаций российских соотечественников США, который занимали три года. Что это был за опыт для вас? Что нового он вам дал?

- Мне кажется, в любой должности, в любом проекте всегда есть что-то новое. Мы всегда должны как-то расти, что-то узнавать. А опыт работы с соотечественниками в КСОРС оказался далеко не простым, особенно в США. Я думаю, что два соотечественника ещё могут договориться, а вот если к ним присоединяется третий, то обязательно начинаются дискуссии.

У нас было очень сложно ещё и потому, что до этого глава КСОРС занимал свою должность – примерно как Кастро на Кубе - то есть бессменно. Не было ни выборов, ни устава организации. Я могу сказать, что у меня лично к нему не было претензий – мы хорошо работали. Но несправедливо, когда должность всё время занимает один человек. И в какой-то момент стало понятно, что должны быть выборы, должен был принят устав.

В результате мы выбрали, на мой взгляд, хороший состав Координационного совета – очень сильный и требовательный. Мы приняли устав, в котором записано, что время пребывания председателя на должности не может превышать двух сроков. Я могла бы ещё остаться на этой должности. Но я решила, что всё-таки будет лучше, если я уйд       у работать во Всемирный координационный совет. Потому что с тем опытом, который получила за последние годы работы в КСОРС, наверное, я самый подходящий кандидат для представительства соотечественников из США в ВКС.

Я очень хорошо работала и продолжаю работать в качестве вице-председателя Координационного совета – с Еленой Брэнсон, которая возглавила КСОРС. Она очень опытный руководитель, который умеет быстро принимать решения. Так что сейчас у нас сформировался очень хороший состав КСОРС, и я уверена, что Елене будет гораздо легче работать, чем это было в прошлом.

- Можете отметить какие-то наиболее важные достижения, которых удалось добиться за эти три года?

- Самое главное, что мы, наконец, приняли устав КСОРС. Мы его долго дорабатывали. Причём приглашали к сотрудничеству и соотечественников, который не входили в состав КСОРС. Мы рассматривали все их предложения и пожелания, а потом голосовали за каждое.

Очень большая работа была проведена, чтобы как можно больше регионов в США стали участвовать в акции Бессмертного полка. Очень успешно прошло празднование 70-летия Победы – с авто- и мотопробегами по многим штатам.

Также мы проводили большой конкурс детского рисунка – сначала местные и региональные, а потом национальный. Также мы провели акцию «Я люблю Россию», которая прошла в разных городах. И множество людей фотографировались с плакатом с этой надписью на фоне какой-либо достопримечательности. Я, например, сфотографировалась на нашем знаменитом мосту в Сан-Франциско - Золотые ворота. А в университете в Чикаго студенты, которые изучают русский язык – американцы, китайцы и представители других стран – также с удовольствием сфотографировались с плакатом «Я люблю Россию». И мы выставили все эти фотографии на нашем сайте в День России.

Также мы вручали награды от имени КСОРС нашим выдающимся соотечественникам. Правда, как оказалось, выбирать таким образом наиболее достойных непросто – многие не знают этих людей и не понимают, почему награждают именно их, а не других, которые также достойны премии. Поэтому мы приняли решение, что будем вручать награды вместе с известной премией «Серебряный лучник», которая уже много лет проводится на территории США.

- Наталия Георгиевна, вы уже много лет работаете с соотечественниками, на ваш взгляд – какая сейчас тенденция: приходят молодые люди в эти организации?

- Молодёжь приходит, хотя для многих это не просто – кто-то ещё учится, другие только обзавелись семьёй, и у них нет времени на общественную деятельность. Самое сложное – удержать молодёжь, увлечь их. Я это знаю ещё и по опыту работы в Конгрессе русских американцев, который я возглавляю. У нас недавно отмечалось 45-летие этой организации и мы привлекли к подготовке этого праздника немало молодых людей и студентов.

И сейчас в нашем Координационном совете мы создали молодёжное крыло – туда вошли три человека. Причём видно, что они относятся к этой работе с большой энергией и воодушевлением, что очень приятно. До этого у нас был один человек, который занимался работой с молодёжью. А теперь мы решили расширить это направление, чтобы именно в составе КСОРС было больше молодёжи. Важно, что они тоже поедут на Конгресс соотечественников – для них это будет дополнительным стимулом. Потому что на Конгрессе мы знакомимся с новыми людьми, видим, как работают наши коллеги в других странах.

- Вы теперь будете представлять соотечественников из США во Всемирном координационном совете. Уже есть какие-то идеи, чтобы вам хотелось там высказать?

- Я не из тех людей, кто как только придёт куда-то, сразу начинает выступать, чтобы его все слушали. Наоборот, я сама хочу прислушаться к членам ВКС. Хотя у меня есть некоторые вопросы, замечания – в основном по уставу. Если он хорошо работает в одной стране, это не значит, что также гладко всё будет и в других странах. Но всё это в рабочем порядке. В общем, посмотрю, где я буду больше нужна и востребована.

- Вы уже упомянули, что в сентябре отмечалось 45-летие Конгресса русских американцев. В честь этого события прошёл большой форум. Каким вопросам он был посвящён?

- Он был посвящён сохранению русского языка, культуры и исторического наследия. Также мы обсуждали вопросы экономического сотрудничества и международных отношений США и России. Вся наша работа посвящена тому, чтобы нас лучше понимали здесь в США. Я выросла в Америке и знаю, как нас всех затронула Холодная война. Но тогда мы говорили, что мы русские, но не коммунисты. А сейчас мы все русские. И мы заинтересованы в понимании на уровне тех каждодневных контактов с людьми, с которыми мы общаемся. Наша задача – менять имидж русских в глазах американцев, чтобы они поняли, что то, что они зачастую читают в местной прессе, несправедливо и неправильно.

Потом у нас была выставка по итогам нашей работы за пять лет, прошедшие с предыдущего юбилея. Там были представлены наши гуманитарные, культурные программы, лекции, праздники, конференции. Также у нас был приём по случаю юбилея КРА. И там мы впервые сделали культурную программу на английском языке – специально, чтобы привлечь американцев, чтобы они послушали.

Также у нас многие спикеры были американцы. В частности, у нас выступал бывший президент Торговой палаты США, который был на Украине во время переворота. И вот он сказал, что то, что было написано в местных СМИ по поводу участия русских в событиях на Украине – это неправильно.

Также у нас выступал русский актёр, который снимается в Голливуде. И он тоже рассказывал о стереотипах восприятия русских в американском кинематографе.

А на следующий день после форума мы поехали в Форт-Росс, причём многие прилетели с Аляски, с Нью-Йорка, Вашингтона, Чикаго, Лос-Анжелеса. Многие никогда не видели эту крепость, и мы повезли их туда и устроили там пикник.

- Вы как-то рассказывали, что Конгресс русских американцев обращался и к президенту Обаме, и теперь к Трампу – с требованием остановить разгул русофобии. Понятно, что такие письма вроде бы ничего не решают. Но с другой стороны, русскоязычная диаспора в США – это несколько миллионов человек, и они тоже вправе рассчитывать на то, чтобы к их национальности относились с уважением и без предубеждения.

- Да, как говорят, несколько капель – это ещё не дождь. Так и с этими письмами. Я считаю, что мы должны их писать– напоминать, что русские также голосовали на выборах президента и их нужно услышать. В администрации Обамы мне на письмо не ответили. От администрации Трампа я получила два ответа: спасибо за письмо, мы очень рады, когда вы нам пишете – в таком духе. Но совпадение или нет – после нашего письма какие-то санкции, которые должны были дополнительно ввести против России, были отменены. Конечно, возможно, наше письмо тут не причём. И многие мне говорят – зачем писать эти письма. А я на это отвечаю: если я буду молчать, то я делаю ошибку.

Я же не говорю, что я против Америки. Я люблю эту страну, и я верный гражданин. Но обидно, что такие великие страны, как США и Россия, которые ни разу не выступали противдруг друга, могли бы работать вместе, а сейчас такое происходит. Надо бороться не против друг друга, а с терроризмом.

Однажды я была на церемонии открытия бюста Юрию Гагарину. Там были космонавты – и русские, и американцы. Как же они дружно общались друг с другом – как будто братья! Ну вот почему в космосе могут так хорошо работать и дружить? Может, всех политиков в космос послать, что ли…

- 31 октября – 1 ноября в Москве пройдёт VI Всемирный конгресс соотечественников. С каким чувством вы туда едете?

- Я хочу сказать, что еду на Всемирный конгресс соотечественников с чувством ответственности. Я отвечаю за работу российских соотечественников в США, которые имеют свои вопросы и пожелания. Впервые я буду принимать участие в заседании Всемирного координационного совета. Буду стараться вести свой, пусть маленький вклад в общее дело.

Я выросла в семье, в которой всегда все работали. Папа очень любил Россию, хотя сам он из дворянской семьи фон Фрайберг и вообще не был русским. А мама всегда повторяла: если Бог дал вам таланты, вы обязаны их реализовать. Так что будем стараться работать на благо нашего движения соотечественников.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии