Налоговые изменения в Грузии могут консуться российских соотечественников в стране

17.10.2014

В парламент страны на рассмотрение поступил новый пакет изменений Налогового кодекса Грузии. Он предусматривает совершенствование механизмов по содействию бизнеса и его стимулирования, а также, по усилению туристического потенциала и созданию конкурентоспособной среды в стране. Поправки содержат и элементы финансовой амнистии.

Так, согласно проекту, подготовленному Министерством финансов Грузии, определенная сфера деятельности будет освобождена от НДС. Эта поправка коснется сферы деятельности по переработке сырья для экспортной продукции. В Минфине Грузии уверены, что предлагаемые меры  будут содействовать развитию местных предприятий, которые оказывают услуги иностранным компаниям; будет создана благоприятная среда для развития предпринимательства, а руководители  производств смогут сэкономленные средства вложить в развитие бизнеса.

Помимо этого, с предпринимателей будут списаны задолженности по срокам давности, а в некоторых случаях они будут отсрочены. Списанию подлежат возникшие до 1 января 2005 года и невыплаченные налоговые задолженности, если после этого срока не была зафиксирована активность налогоплательщика. Также, будут списаны пени, начисленные на возникшие до 1 января 2009 года задолженности, с условием выплаты данной задолженности, если в последующий период не велась предпринимательская деятельность. Поправки предусматривают также отсрочку выплаты налоговой задолженности на один год, для тех, чья налоговая задолженность не превышает 5 тысяч лари (2,9 тыс. долларов США).

Предлагаемыми изменениями упрощаются механизмы выполнения налоговых обязательств туристическими предприятиями, что призвано содействовать развитию гостиничного бизнеса, усилению туристического потенциала страны.

«Многие санкции-штрафы мы просто взяли и списали. Например: компания не работала после 1 января 2005 года, у нас в базах есть информация о том, что у нее есть задолженность, а ее физически не существует. Например, колхозы, у которых есть налоговые задолженности. Это просто невообразимо. Поэтому мы очистим базы, и санкции-пенья после войны, то есть до 1 января 2009 года. Если производства не смогли работать после войны, мы спишем с них только санкции-штрафы, что даст им возможность возобновить деятельность». 

Но есть и спорные вопросы в предложенных поправках, с целью администрирования налогов, в соответствии с международными договорами Грузии и на основании обращения полномочного органа иностранного государства, налоговому органу на основании решения суда дается право потребовать конфиденциальную информацию о бизнесмене непосредственно из банка.

У такой позиции Минфина Грузии появились противники.

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель «Центра экономического развития Грузии» Роман Гоциридзе критикует инициативу Минфина, которая дает  Службе налогов доступность к банковской информации. Бывший президент Национального банка Грузии полагает, что правительство может использовать доступность к банковской информации против нежелательной персоны. Грузинские экономисты считают недопустимым расшатывание доверия к банковской системе Грузии силой налогового кодекса. Подавляющее большинство экспертов советует правительству вести налоговую реформу в другом контексте.

 

 

 

 

 

 

 

 

Леван Каландадзе, руководитель неправительственной организации "Инициатива инфраструктурных проектов

«Экономическая история и опыт явствуют, что стимулом экономического развития являются только лишь низкие налоги, что само собой означает экономическое продвижение, стабильность, благоденствие в долгосрочной перспективе. В нашем представлении, главным должно быть ведение бизнеса и экономики за счет бюджета, что само по себе неправильно. Чем ниже и либеральней налоги, тем сильней бизнес. Мы не смогли усвоить даже того, что благосостояние создает бизнес, а не власть».

Эксперты рекомендуют правительству Грузии начать существенное сокращение налогов. Это станет облегчением для  местных предпринимателей и одним из привлекательных факторов для инвесторов.

И все же, если заявленные поправки вступят в силу, в большинстве своем они станут подспорьем для российских соотечественников, проживающих в Грузии, основным занятием для которых является сельское хозяйство и малый бизнес. Немало соотечественников открыли свое дело (благодаря упрощенной процедуре оформления бизнеса в Грузии), но затем вынуждены были прекратить производство и переработку сельскохозяйственной продукции, как раз из-за задолженностей и других барьеров налоговой системы. Только за полтора года работы в рамках программы оказания правовой помощи российским соотечественникам, с подобными проблемами обратились десятки людей и продолжают обращаться. Специалисты Центра надеются на появление возможности оказать таким соотечественникам реальную помощь. 

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии