Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, и Центр гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом - Московский Дом соотечественника заключили Договор о сотрудничестве. Следовательно, в скором времени будут проведены совместные мероприятия, способствующие сохранению русского языка, национально-культурной самобытности соотечественников в странах их проживания. В Договоре о сотрудничестве также предусмотрены проекты, содействующие распространению объективной и достоверной информации об истории России, о ее внешней и внутренней политике, об экономической, культурной, духовной и социальной жизни народов нашей страны.
По итогам встречи в Фонде Николай Иванович Жданов-Луценко - директор Московского Дома соотечественника, советник министра Правительства Москвы - руководителя Департамента внешнеэкономических и международных связей российской столицы поделился планами на будущее не только в сотрудничестве с Фондом, но и своими личными приоритетами в жизни. Об этом и многом другом - в интервью старшего советника и пресс-атташе Фонда Наталии Вершининой.
Н.В.: Николай Иванович, поздравляю Вас с новым назначением, с новыми задачами, которые стоят перед Вами в качестве руководителя Московского Дома соотечественника. Согласитесь, после IV Всемирного Конгресса соотечественников, проживающих за рубежом, после юбилейного форума соотечественников, отметивших пятилетие Фонда «Русский мир», слово соотечественник зазвучало как-то по-особому, с большим уважением и симпатией. Многие, работающие в международной сфере, словно впитали дух, энергию, желание многотысячной команды соотечественников, что этой осенью побывала в России. Вне сомнения, возможность работать по-новому есть, но для этого необходимо малое - объединить всеобщие усилия. Я имею в виду усилия тех соотечественников, которые живут за рубежом и наших - живущих и работающих в России. Каковы Ваши впечатления? И что Вы ожидаете от сотрудничества с нашим Фондом?
Н.Ж.-Л.: Вы собственно уже все сказали! Мне остается только согласиться с этим. Я считаю эпохальным событием подписание Договора о сотрудничестве с Фондом, который мы называем «Фондом Панёвкина». Именно потому, что личность руководителя во многом определяет харизму организации - я бы так сказал. Я очень рад возможности работать с Игорем Константиновичем. После подписания Договора, абсолютно неформально, уже в ходе первых минут разговора, мы наметили очень важные и серьезные шаги. В частности, по совместной работе в Государственной Думе, в Комитете по делам СНГ и соотечественников, живущих за рубежом. На площадке Государственной Думы РФ мы хотели бы провести обмен мнениями с законодателями по статьям Федерального закона, в том числе, по ФЗ-94, который во многом сковывает нашу деятельность, и наметить практические шаги по объединению усилий. Потому что игроков на этом поле много и должна быть хорошая команда, чтобы все эти «футболисты» не играли каждый сам за себя, чтобы мы «играли» на одно общее дело. А дело это - национальные интересы России. И особую роль здесь играет «мягкая сила», которая, на мой взгляд, является Силой большой политики. И, слава Богу, что Россия вспомнила о своих людях, о соотечественниках, оказавшихся за рубежом, потому что они-то о России помнили всегда. Я говорю об этом из своего личного опыта - я знаком и общался со всеми поколениями российской эмиграции.
Прежде, чем прийти на работу в Московский Дом соотечественника, так получилось, что я обрел свои казачьи корни, стал казачьим атаманом в Брянской губернии. Хорошо знаю отечественное и зарубежное казачество. Являюсь попечителем кадетских корпусов, был делегатом съезда кадетов в Монреале. Как дворянин бывал на балах в Лондоне, общался с лидерами эмиграции, у многих был дома. Поэтому считаясь своим, начал активную работу. Большинство встреч, в том числе и в Петербурге, на Конгрессе соотечественников, далеки от протокольных заседаний, ведь многие из нас, когда дружески похлопывают друг друга по плечу, говорят: «Как дела? Столько лет тебя не видел!».
Н.В.: Вы еще и японист, Николай Иванович. Я уверена, что и это качество поможет Вам, как никакое иное, в Евразии и в русском мире - многообразном и многогранном.
Н.Ж.-Л.: Изучение японского языка, прежде всего, связано с трудолюбием. Потому что изучить столько иероглифов и столь сложный по формулам вежливости язык можно только обладая качествами усидчивости - раз, желанием познания нового - два. И, в-третьих, японский взгляд на мир совершенно не совпадает ни с каким другим взглядом, благодаря которому ты получаешь, я бы сказал, стереовидение мировой проблематики. Ты совершенствуешь некое стратегическое видение, потому что у славян свой взгляд на мир, у материалистического Запада - свой, а японский подход интегральный.
Н.В.: Между прочим, в одном из интервью из цикла «Иностранцы в России», который я вела на радио «Голос России» в недалеком прошлом, настоящий японский самурай однажды сказал, что мы (то есть они) с вашими (то есть с нами) славянами одного духа, одной крови.
Н.Ж.-Л.: Наверное! Кстати, я тоже работал и в средствах массовой информации. И имея этот опыт, хочу поставить его на службу интересам соотечественников. Сегодня многие проблемы не находят своей трибуны, многие чаяния и инициативы не находят отражения и широкого распространения, публичного обсуждения. Слава Богу, что мы пережили те времена, когда советские загранучреждения были бастионами, куда не всегда могла ступать нога негражданина России, даже если он русский человек.
К счастью, позиция России изменилась, все наши соотечественники - дети России. На мой взгляд, это связано с проблемами незаселенности наших территорий, с тем, что нам надо привлекать людей, чтобы просто не потерять свои земли перед лицом густонаселенных Китая и Индии. Действительно, была эпоха разбрасывать камни, а сейчас наступает время собирать их - собирать тщательно, рачительно, признавая вину. Пришло время, когда можно и нужно, повинившись перед нашими людьми, которых мы оставили, - будь то давно когда-то и совсем недавние наши истории, когда люди, не выезжая из своей собственной страны, вдруг оказывались иностранцами и соотечественниками за рубежом, - сказать им, если не «возвращайтесь!», то хотя бы: «мы о вас помним». Это огромная тема - государственная, стратегическая. И очень хорошо, что сейчас ей занимаются энергичные, умные и патриотичные люди.
Кроме того, что очень важно консолидировать ряды соотечественников, не менее важно сегодня сплотить в единую команду представителей МИД, Россотрудничества, Правительства Москвы. Есть и другие региональные игроки - такие как Татарстан, как Санкт-Петербург - они входят в Межправительственную комиссию по делам соотечественников за рубежом. Мы делаем общее дело, но мы не должны дублировать друг друга - в этой совместной работе важен синергетический эффект. Что греха таить, есть ведь в нашей работе и так называемые профессиональные просители, которые просят и у одних, и у других, и у третьих, в то время как некоторые самостоятельные организации просто вынуждены сидеть без поддержки их идей или проектов из России. На мой взгляд, здесь надо навести порядок, поработать с базами данных, и, конечно, при этом необходимо системное видение. К счастью, оно есть у руководства нашей страны, именно поэтому президент назначил своего спецпредставителя по работе с соотечественниками. У нас уже прошли консультации с ним.
Н.В.: С господином Бабаковым?
Н.Ж.-Л.: Да, с Александром Михайловичем Бабаковым мы наметили совместную работу - по направлению работы с Европарламентом, а также с законодателями обеих палат Федерального Собрания. Он сказал, что мы можем рассчитывать на его административный ресурс, на парламентский опыт, потому что в странах Европы его помнят как вице-спикера, и он по-прежнему встречается со многими лидерами государств и правительств. Так что, как видите, мы очень хорошо дополняем друг друга. Но есть еще институты власти, связанные с внешней политикой Российской Федерации, есть министерство культуры, другие министерства и ведомства, которые, так или иначе, соотносятся с нашими соотечественниками.
Недавно ко мне приехал известный ученый из Парижа, наш соотечественник профессор Сафаров. Он участвовал в Инновационном форуме здесь, в России. Он рассказал о том, что создана Ассоциация ученых, говорящих на русском языке - какой это интеллектуальный потенциал, объединяющий в том числе и несколько Нобелевских лауреатов! С ними мы тоже выходим на подписание Соглашения.
Н.В.: Николай Иванович, Вы не «Сколково» имеете в виду, не с ним ли связана эта идея?
Н.Ж.-Л.: «Сколково», я скажу прямо, во многом лубочный проект. Конечно, я был бы только рад, если бы из этого получилось что-то стоящее. Но может оказаться как с «Роснано»: покупаем тайваньскую продукцию, а выдаем за свое. Я работал проректором государственной Академии инноваций, и отношение к инновациям у нас декларативно-примитивное: в стране очень много говорят, но очень мало делают. Потому и государственную Академию инноваций распустили - передали ее университету … пищевых производств. Вот так-то!
Н.В.: Будем надеяться на русскоязычных ученых?
Н.Ж.-Л.: Совершенно верно. Многие из них не просто ученые. Жизнь на Западе приучает к коммерциализации, и я говорю им: «Дайте нам свои навыки и умения, потому что у нас много светлых голов и гениев, но у нас нет навыков внедрения идей в государственных интересах, в интересах получения коммерческой прибыли для страны». Что далеко за примером ходить: автомат Калашникова делают во всем мире, но он нигде не был запатентован. Сколько мы миллиардов и триллионов рублей убытков понесли от этого. Если говорить о вооружении, то автомат, который стреляет из-за угла, был изобретен в России, но он сейчас делается в Израиле. И так далее, и тому подобное. Это тоже отдельное направление работы. Мы сформулировали перед зарубежными учеными - соотечественниками задачу: берите нашу молодежь, но берите ее так, чтобы не было «утечки мозгов» из России. Давайте им связи, давайте им знания, но пусть они возвращаются. Мы, в конце концов, можем работать и по интернету - мы все во всемирной паутине, - но создайте условия в России, чтобы можно было реализовывать себя в науке. Ведь ученым иногда не так важно иметь жилищные условия - эти люди одержимы наукой.
Н.В.: Пожалуйста, не перечеркивайте жилищные условия, потому что квартирный вопрос может стать той изюминкой - вишенкой на торте, которая этот торт раздавит.
Н.Ж.-Л.: Безусловно, жизнь одна, и даже любимым делом надо заниматься по возможности в комфортных условиях. Создать такие условия – задача государства. А зарубежным коллегам я сказал, что нет пророков в своем отечестве, как говорят в России. Те, кто принимает решения, должны услышать из-за рубежа самые очевидные вещи, и вы - ученые, можете оказать влияние, понимая при этом, что государственная политика - это весьма сложный и долгий процесс принятия решений, но инициировать его необходимо.
Н.В.: Мы в лице наших же соотечественников могли бы стать связующим звеном - не в этом ли может быть сверхмиссия организаций, работающих с соотечественниками?
Н.Ж.-Л.: Совершенно верно, потому что важно не только сказать, но и быть услышанным. Это комплексная система, как Вы правильно сказали, нельзя жить на улице и делать Нобелевские открытия. Все должно быть достойно - и зарплата, и забота государства. В наше время люди стремятся получать знания, и если мы переходим к системе платного образования, как это сейчас декларируется, необходимо понимать - на что тратятся деньги. Главное, чтобы у молодых не было желания уйти в полукриминальный, темный бизнес и любыми путями наживаться, то есть сегодня важно учитывать и некую моральную составляющую. Это уже перекликается с реальной политикой. К сожалению, мы слышим от соотечественников из-за рубежа, что у сегодняшней России во многих областях нет четко сформулированной политики государства: ни в отношении молодежи, ни в отношении культуры, ни в отношении национальных ресурсов, ни в отношении проблем федеративного устройства и т.д.
Н.В.: Но есть проблески в отношении самих соотечественников, что - главное для нас. Даже если не замечать проблемы, оставив их тем, кто в ответе, а просто заняться своим делом, то и этого будет достаточно на всю оставшуюся жизнь.
Н.Ж.-Л.: Совершенно верно, давайте говорить о хорошем и делать хорошее в рамках своей компетенции. Встанем на позицию: что мы можем сделать сами и как мы можем привлечь силы наших соотечественников. Вот, в частности, Московский Дом соотечественника в декабре намеревается провести экономический форум соотечественников. То есть собрать тех, кто уже встал на ноги, кто самореализовался, кто добился успеха в жизни. Более того, мы хотели бы от разового подхода перейти к постоянному, системному. В ходе предстоящего форума, на который ассигнуются немалые деньги - 30 млн рублей, мы хотели бы сформировать постоянно действующий Экспертный совет. Москва - субъект федерации, и мы не можем отвечать за всю Россию, но российская столица достаточно привлекательное место для вложения денег. Москва сейчас в разы расширилась, надо инфраструктурно обустраивать территории – и, имея протекцию в лице Московского правительства, наши соотечественники-бизнесмены смогли бы получить определенные гарантии, ту норму прибыли, которую они не получат нигде в мире. Это наш проект и, я думаю, мы в силах в перспективе сделать его равным экономическому форуму в Давосе, поставив это дело на регулярную основу - раз и на высокий уровень - два.
Н.В.: Желаю успеха! Могу ли рекомендовать Вам известных мне соотечественников - предпринимателей?
Н.Ж.-Л.: Да, конечно, были бы Вам признательны. Мы приглашаем к участию в форуме и Фонд правовой поддержки, потому что наверняка будут вопросы юридического характера - и это станет реализацией тех соглашений, которые мы подписали сегодня.
Н.В.: Отличная точка! Николай Иванович, благодарю за интервью, но у меня есть еще два завершающих вопроса. В связи с новым назначением на должность главы Московского Дома соотечественников, не приоткроете ли тайну - каковы Ваши личные планы как гражданина, как руководителя?
Н.Ж.-Л.: Жениться на соотечественнице и родить новых граждан! А если говорить действительно с государственных позиций, то Москва всегда была собирательницей русских земель, и те разбросанные камни человеческих душ, которые Россия потеряла, многих из них мы в состоянии собрать. Мы в состоянии и должны поклониться памяти тех, кто любил Россию, кто считал себя гражданином России, демонстративно не получая зарубежные паспорта. Мы можем и обязаны это сделать.
Н.В.: И второй вопрос, завершающий - есть ли у Вас любимая притча, высказывание, афоризм, хотя бы анекдот?
Н.Ж.-Л.: Вы застали меня врасплох, потому что, во-первых, я очень люблю анекдоты, но серьезность нашей сегодняшней беседы не настраивает на этот лад, я также люблю афористику, контактируя с Российской ассоциацией афористики. Между прочим, я член Союза писателей, поэт, у меня семь книг стихов и одна из них издана на Кубе - на русском и испанском языках. Недавно газета «Московский литератор» дала рецензию, которая называлась «Поэты пишут по ночам». Меня очень тронула эта рецензия, потому что она угадала нерв моего творчества. Отвечая на Ваш вопрос, я бы перефразировал известное изречение президента Кеннеди: «Не спрашивай себя, что твои соотечественники могут сделать для тебя, спроси себя, что ты сделал для соотечественников».