«Мы не гости на латвийской земле»

24 августа в Доме Москвы в Риге прошла страновая конференция VI конференция организаций российских соотечественников Латвии. О положении русских в Латвии рассказал проекту «Окно в Россию» председатель Совета общественных организаций Латвии, директор Центра исторических и социально-политических исследований Виктор Гущин.

- Виктор Иванович, 24 августа в Риге проходит 6-я конференция организаций российских соотечественников Латвии. Накануне таких знаковых событий принято подводить итоги, намечать планы… Давайте и мы попробуем сделать это: какими успехами может гордиться Совет общественных организаций Латвии (СООЛ)? Что важного и значимого сделано для соотечественников за прошедший с прошлой конференции год?

- В этом году латвийскому Координационному совету (с января 2009 года – Совет общественных организаций Латвии - СООЛ) исполняется 15 лет. Само по себе это событие – уже предмет нашей гордости.

Координационный совет (КСОО-СООЛ) с самого начала создавался как информационно-аналитическая площадка, которая бы не только объединяла организации, но и где совместно вырабатывались бы основные направления нашей деятельности.

Все эти годы главным в нашей работе была и остается правозащитная деятельность. КСОО – СООЛ поддерживал все инициативы, направленные на ликвидацию массового безгражданства, потому что без ликвидации долговременного дефицита демократии в Латвии (оценка ПАСЕ от 8 ноября 2002 года), в основе которого лежит фактическая отмена Верховным Советом ЛР 15 октября 1991 года всеобщего избирательного права, мы не сможем сохранить ни свою школу, ни свою культуру. С этой точки зрения важнейшим итогом этого года стало учреждение Конгресса неграждан и проведение первых после 1990 года всеобщих выборов в так называемый «Парламент непредставленых». СООЛ не был инициатором учреждения Конгресса неграждан, но мы всецело поддержали эту инициативу.

Важнейшим событием прошлого года стали мероприятия по празднованию Победы России в Отечественной войне 1812 года. Кроме того, едва ли не в геометрической прогрессии растет активность наших организаций, которые работают в сфере культуры. Не отстает и молодежь, в среде которой получило развитие волонтерское движение.

- В свое время, в 2001 году, создание страновых координационных советов российских соотечественников рассматривалось как попытка создания мощного пророссийского лобби в постсоветских (и не только) странах. Изменилась ли, на Ваш взгляд, эта концепция под влиянием требований времени? В чем сейчас, по Вашему мнению, заключаются суть и смысл существования координационных советов?

- Русские люди на территории Прибалтики жили всегда. После распада СССР главной задачей для нас стало отстаивание своих прав, сохранение русского языка и русской культуры. Естественно, что в этой работе мы опирались и опираемся на поддержку России. С течением времени эта задача не изменилась. Особенно с учетом постоянных попыток латвийского государства еще больше ограничить наши права и ареал распространения русского языка и русской культуры. Является ли эта деятельность лоббированием интересов России? Да, является. Но она также направлена на защиту наших коренных интересов, интересов тех русских, которые уже много веков живут на территории, которая сегодня называется Латвией.

Что касается Координационного совета, то в Латвии его задачи решает Совет общественных организаций. Это открытая структура. Число организаций, которые участвуют в наших заседаниях, приближается к 80. Добавим к этому постоянную информационную рассылку по всей Латвии и получится, что так или иначе в работе СООЛ участвует большинство наших организаций. Среди главных задач СООЛ – объединение, координация и обмен опытом деятельности организаций в правозащитной сфере, в сферах культуры, образования, поддержки ветеранов войны, труда, молодежи.

- В идеале под эгидой Координационного совета должна бы была сложиться крепкая, дееспособная, могущая за себя постоять русская община. Скажите, что мешает этому процессу объединения? Близко ли время, когда СООЛ объединит под своей эгидой всю русскую общину Латвии и как быстро увеличивается количество соотечественников, привлеченных к общественной деятельность посредством Координационного Совета?

- В любой стране мира процент активного населения невелик – от 3 до 5 процентов. По этому показателю русская лингвистическая община Латвии выглядит, наверно, даже лучше, чем общины других национальностей. Но рассчитывать на то, что все русскоязычные, как один, встанут в ряд и куда-то пойдут по команде, не стоит. Такого в межреволюционное время никогда не было и не будет. Только в эпоху перемен народ просыпается и массово выходит на улицу. В остальное время социальная активность – удел немногих.

Но это отнюдь не означает, что у нас нет сплоченной общины, которая может за себя постоять. Латвийские родительские конференции 2000 – 2002 годов, деятельность Штаба защиты русских школ в 2003 – 2005 годах, референдум по русскому языку в 2012 году со всей очевидностью показывают: русская община в Латвии есть, она достаточно сплочена и достаточно активно отстаивает свои права.

- Местные либерал-русофобы то и дело пытаются представить российских соотечественников как кучку стареющих воздыхателей по временам СССР - русская молодежь, дескать, выросла уже другая, она устремлена на Запад и вообще не чувствует своей связи с Россией. Но ведь это же не так?

- К сожалению, в Латвии у молодежи мало перспектив построить успешную карьеру. Никогда не забуду, как премьер Валдис Домбровскис, выступая перед выпускниками в одной из латышских школ, прямо заявил, что молодежи лучше строить свое будущее в других странах. Что же тогда говорить о русской молодежи! И молодежь уезжает. Причем стремительно. В бытность свою преподавателем одного из латвийских вузов я не раз сталкивался с тем, как быстро редеют студенческие группы. Вчера в группе были те или иные молодые люди, а сегодня их уже нет. Уехали. И процесс этот начался не вчера, а в начале – середине 90-х годов. И тогда, и сегодня многие уезжают на Запад. Но многие едут и в Россию. При этом то, что человек уехал в далекую Америку или куда-то еще, вовсе не означает, что он вычеркнул из своего сердца Россию и Латвию. Это не так.

- То и дело приходится слышать (причем, что особенно обидно – и от россиян) расхожую фразу: «Кому не нравится – езжайте в Россию, на историческую Родину!». Считаете ли вы, что русский человек – гость на латвийской земле? Почему неграждане-нелатыши (которых в Латвии около 300 тысяч) не берут в массовом порядке российское гражданство и не уезжают из Латвии? Что ими движет? И сразу же хочется спросить, насколько велико участие Координационного совета в реализации российской Программы переселения соотечественников. Она продвигается гораздо медленнее, чем рассчитывали – в чем, на Ваш взгляд, причины того, что русские из Латвии не особенно торопятся переселяться в Россию?

- Мне кажется, на этот вопрос я уже ответил. Мы не гости на латвийской земле. Мы – один из коренных народов Латвии. Нравится это кому-то или нет, но это так. И с этим придется считаться!

Не согласен с тем, что жители Латвии не берут в массовом порядке российское гражданство. Как раз наоборот! К лету 2012 года численность постоянно проживающих в Латвии граждан России перевалила за 40 тысяч. Это очень много. Причем, гражданство России люди сегодня берут намного охотнее, чем гражданство Латвии.

Что касается программы переселения, то переселяются в основном люди, которые живут в Латвии относительно недолгое время и у которых значительная часть родственников проживает в России. Таких людей в Латвии осталось не так много, поэтому в деятельности СООЛ этот вопрос не находится на первом месте. В то же время мы достаточно активно сотрудничаем с местным представительством ФМС во главе с Ж.С.Зайналабдиевой, потому что рассматриваем Программу переселения как возможность выбора. Мало ли что в жизни случается. Бывает, что уезжают и старожилы.

- Скажите, а вообще легко ли быть российским соотечественником в Латвии? Вы сами ощущаете на себе давление со стороны латвийских властей или политических сил? В чем оно выражается?

- Какого-то политического давления или давления со стороны репрессивных структур я никогда не ощущал. Но давление иного рода – экономическое – безусловно, есть. На днях в Елгаве ко мне подошла незнакомая женщина и попросила о помощи. Оказывается, она, русская, работает учителем английского языка в латышской гимназии. И руководство постоянно сокращает учебную нагрузку. В прошлом году было 5 часов в неделю, в этом – всего три. Оплата за такую нагрузку мизерная. Увы, но русских попросту выдавливают с рынка труда. И государство очень активно, я бы сказал, умело использует это экономическое давление на население в своих интересах. Когда нет работы, когда в прямом смысле не на что жить, особо общественной работой не позанимаешься.

- Каковы перспективы у русской диаспоры в Латвии? Суждено ли ей постепенно ассимилироваться в европейском «котле народов» или же она останется как часть огромного Русского Мира?

- Однозначного ответа на этот вопрос нет. Какая-то часть русскоязычного населения уже ассимилировалась. Какая-то часть, причем очень значительная, уехала из страны. Оставшиеся пока держатся за свои национальные корни. Но государство усиливает давление. Причем, не только экономическое. Если после парламентских выборов 2014 года позиции ультраправых усилятся, а это более чем реально, для русской общины могут наступить очень непростые времена.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии