Лед тронулся, господа присяжные. В Латвии появился шанс вернуть обучение на русском

Не прошло и пары недель с момента публикации разгромных для Латвии рекомендаций Комитета министров Совета Европы, как другая структура Совета – Европейский суд по правам человека – начала рассмотрение жалоб латвийских родителей на реформу образования.

19 марта для русскоязычных Латвии можно считать историческим днем: Европейский суд по правам человека приступил к рассмотрению 160 жалоб на реформу образования (в частности, перевод школ и детских садов на латышский язык) от родителей пострадавших от нововведения детей. До стадии рассмотрения доходит всего лишь около 10% исков в ЕСПЧ, остальные обычно отсеиваются.

Это означает, что аргументы в исках посчитали достаточно весомыми, и в реформе образования действительно можно констатировать нарушения Конвенции прав человека. Мало того, обычно от регистрации жалобы до коммуникации проходит около пяти лет, в данном же случае суд сработал в пять раз быстрее.

Я поговорила с депутатом Рижской думы Владимиром Бузаевым, который собственноручно со своими помощниками составил более 250-ти исков в ЕСПЧ с юридическим обоснованием.

– Владимир Викторович, расскажите подробнее об исках в ЕСПЧ. Что в них обжаловалось?

– Обжаловался ряд принятых в 2018 году поправок к нескольким нормативным актам, касающихся всех уровней этого образования.

В дошкольном образовании доля применения государственного языка в общении с детьми в возрасте от полутора до пяти лет возросла с двух занятий в неделю до ежедневного. В общении с детьми в возрасте от пяти лет государственный язык объявлен доминирующим, за исключением специальных занятий неопределенной частоты и продолжительности.

В основной школе для классов с 1-ого по 6-ой не менее 50%, а с 7-ого по 9-ый – не менее 80% учебных часов преподавания осуществляется на государственном языке. В средней школе преподавание полностью осуществляется на латышском языке, за исключением необязательных предметов, направленных на сохранение национальной идентичности при соблюдении допустимых норм нагрузки на учащихся.

Эти ограничения относятся и к частным учебным заведениям, в которых ранее выбор языка обучения был свободным.

Одновременно вдвое сократилось число часов преподавания родного языка и литературы.

С 1 сентября 2019 года поправки вступили в силу для дошкольного и основного образования (классы с 1-ого по 7-ой), с 1 сентября 2020 года – для средней школы (с 10-ого по 11-ый класс), а также для 8-ого класса.

– Для подачи жалобы в ЕСПЧ ведь должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты?

– Это условие выполнено после рассмотрения и отклонения Конституционным судом исков против ограничения родного языка в школах и дошкольных учреждениях. По детским садикам иск готовил и представлял в суде группу родителей я, с чего и началось мое активное вовлечение в судебные процессы такого рода, продолжившееся и в ЕСПЧ.

Подготовленные мною при участии бригады помощников из Латвийского комитета по правам человека (ЛКПЧ) и Русского союза Латвии (РСЛ) иски поступали в суд с октября 2019 по март 2021 года, пока не завершился предусмотренный регламентом суда шестимесячный срок с момента начала ограничений для старшеклассников.

Всего таких исков на настоящий момент зарегистрировано 160. Еще несколько десятков исков подали независимо от нас родители учеников частных школ.

Каждая такая жалоба представляет из себя не менее 35 страниц текста, причем юридическая аргументация варьируется в зависимости от ступени образования, на которой находятся дети конкретного заявителя.

– ЕСПЧ достаточно быстро взялся за рассмотрение исков. Что на это могло повлиять?

– По опыту других дел ЛКПЧ от регистрации жалобы до коммуникации проходит около пяти лет, а тут суд сработал впятеро быстрее, примерно так, как в многочисленных делах [оппозиционного блогера Алексея] Навального.

В каждой из наших жалоб, кроме всего прочего, указывалось на массовость предполагаемого нарушения. По нашим оценкам, пострадали около 70 000 семей. Также там содержалось требование ускорения процедуры с учетом того, что дети взрослеют быстро, а ограничение использования родного языка наносит неотвратимый вред их развитию. Массовость нарушения и острота ситуации продемонстрированы суду самим количеством жалоб, небывалым для Латвии и для исков по проблемам образования из других стран.

Ну, и конечно же, сработало и заключение Комитета министров Совета Европы, которое для ЕСПЧ является весомым аргументом. Комитет министров, рассмотрев доклад Латвии и альтернативное сообщение ЛКПЧ, принял точку зрения правозащитников, что резко повышает наши шансы на победу и в ЕСПЧ.

– Сделан важнейший шаг в борьбе против дискриминирующей треть латвийцев реформы. Что будет дальше?

– Шаг действительно исключительно важный. Не каждая птица долетит до середины Днепра. Коммуникация с правительством – это как раз середина процесса, и до этой стадии доходит лишь около 10% зарегистрированных жалоб.

Суд выбрал из обширного меню семь жалоб, касающихся всех ступеней и аспектов образования, и направил господину [Кришьянису] Кариньшу список из 21 вопроса, ответы на которые будут утверждены правительством уже в июле на закрытом заседании.

Далее нам предоставят возможность подвергнуть критике сообщение правительства, и по результатам полемики суд вынесет окончательное, обязательное для Латвии решение.

Впервые образовательная реформа подвергнется столь качественной разборке, причем институцией, у которой есть все права добиться от Латвии отмены этой реформы.

Baltnews.com

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии