После трагических событий 2 мая в Одессе мировая общественность пытается осознать случившееся.
Социальные сети переполнены сообщениями шокированных людей.
Многие западные СМИ лишь пересказывают то, как события подаются официальной украинской прессой, а она привычно возложила вину на российскую сторону. Никаких фактов нет: среди опознанных пока только одесситы. Возможно, по этой причине украинская Служба безопасности засекретила списки жертв, ссылаясь на «тайну следствия».
Как же расставляются акценты в мировых СМИ? Очень по-разному. Но нам важно увидеть, как подают события официальные государственные масс-медиа. И как характерный пример, возьмем немецкую государственную компанию "Немецкая Волна" - Deutsche Welle. Эта медиагруппа финансируется из госбюджета, то есть на средства немецких налогоплательщиков.
Посмотрим, как выглядят трагические события в Одессе 2 мая в изложении DW (репортаж того же дня). Журналист «русской редакции» DW так пересказывает события: «Сотни пророссийских активистов, вооруженных битами и "коктейлями Молотова", атаковали полуторатысячную демонстрацию сторонников правительства Украины в центре Одессы... Главное управление МВД Украины в Одесской области сообщило, что не менее четырех человек погибли и 15 были доставлены в больницу с травмами».
Журналист государственного СМИ Германии освещает одесские события, используя лишь информацию местного агентства УНИАН: «Один из активистов Евромайдана заявил... что у сепаратистов имеется травматическое и огнестрельное оружие, в том числе автоматическое. По его словам, недалеко от места столкновения обнаружена машина сепаратистов с госномерами Донецкой области, в которой находилось огнестрельное оружие».
Далее следует такой пересказ журналиста DW: «Чуть позже в палаточном городке пророссийских активистов начался пожар. Столкновения продолжились и находившиеся ранее в лагере люди забаррикадировались в Доме профсоюзов. По данным украинских СМИ, из здания велся огонь из огнестрельного оружия. Из толпы сторонников майдана, по непроверенным данным, полетели бутылки с горючей смесью. Возник пожар, в результате которого по данным властей, погибли не менее 38 человек».
После трагедии прошло несколько дней, время достаточное для профессионалов DW, чтобы изучить все источники информации. Но никаких дополнений не последовало.
Когда министр иностранных дел Германии Ф.-В.Штайнмайер, шокированный трагедией в Одессе, размещает на своем Твиттер заявление, где говорит, что «потрясен мучительной смертью такого множество людей», DW размещает это без комментариев.
Вскоре тот же Штайнмайер от лица правительства Германии и безо всяких оговорок выражает благодарность российской стороне и лично спецпредставителю президента России Владимиру Лукину, за содействие в освобождении военных наблюдателей ОБСЕ. Как профессионалы новостной работы, журналисты DW, разумеется, не могли умолчать о таком значимом факте, как освобождение военных наблюдателей, тем более, что в их составе четверо немцев.
И вот тут уже DW считает необходимым расставить свои акценты, и в «русской редакции» DW это событие подается в совершенно ином тоне: «пророссийские сепаратисты... освободили взятых в заложники почти неделю назад западных и украинских военных инспекторов... под натиском Запада и при участии экс-канцлера ФРГ Герхарда Шредера».
Далее в тексте мы видим набор штампов, вполне достойный достопамятных времен «холодной войны»: «Россия выступает здесь в роли дьявола», «Коварная тактика Москвы» и т.д. Помощь в освобождении военных наблюдателей используется лишь как повод для новых обвинений в том, что повсюду "рука Кремля": «Кремль имеет гораздо большее влияние на сепаратистов... подтверждается фактом освобождения военных наблюдателей усилиями спецпредставителя РФ», - пишет редактор DW.
Иногда кажется, что журналисты DW настолько привыкли опираться на контент украинских государственных источников, что почти не следят за его содержанием. Вот как звучит одно из последних сообщений:
«В Одессу, где на днях произошли кровопролитные столкновения между сторонниками и противниками федерализации Украины, прибыл батальон особого назначения «Киев-1», созданный на базе гражданских активистов. Об этом сообщил глава МВД Украины Арсен Аваков на своей странице в Facebook в понедельник, 5 мая», - сообщает DW.
Спеша передать слова Авакова, журналист даже не задумался, как странно звучит эта формулировка: подразделение МВД «на базе гражданских активистов». То есть, сотрудники милиции подбираются по принципу политических взглядов. Так косвенно подтверждается информация, что активисты-радикалы легализуются для борьбы с собственным населением.
Сегодня как никогда важна позиция государственной власти. Жители страны просто перестают понимать избранных ими политиков. Социальные опросы свидетельствуют, что немецкое общество раскололось, причем большая часть отказывает в поддержке своему нынешнему правительству.
Но, судя по всему, мнение массового читателя не интересует руководителей государственного германского масс-медиа. Мы уже приводили факт, когда журналист DW в прямом эфире назвал «людьми маргинальных взглядов, среди которых нет известных персон» сотни обычных немцев, подписавших письмо в поддержку России. И глава "русской редакции" в своем комментарии в социальной сети поддержал такое высказывание своего коллеги.
Пожалуй, маргиналами, то есть меньшинством, в данной ситуации впору называть уже самих журналистов. Но какое это имеет значение? Главное - следовать редакционной политике. Можно лишь напомнить, что Deutsche Welle как государственная компания, существует на средства налогоплательщиков, тех самых "никому не известных" жителей Германии.
Между тем, общество остро нуждается хоть в каком-то позитиве. Опубликованный на нашем сайте небольшой материал "Германия поблагодарила Россию за помощь в освобождении военных наблюдателей" вызвал моментальный всплеск интереса. Это и понятно — люди хотят видеть хоть какой-то просвет в российско-германском диалоге.
Но складывается впечатление, что виноватый давно уже определен: российская сторона. Медийные поводы, не согласующиеся с этой линией, игнорируюся. Не имеет значение, что большая часть общества ждет конструктивного диалога.
После комментариев DW событий в Одессе, редактору этого медиаресурса задали личный вопрос в социальной сети: что есть больший грех, сепаратизм, или нацизм? Выбор этот оказался непосильным для редактора, он предпочел заблокировать и удалить оппонента.
Что делать и как жить дальше?
Трагедия в Одессе перевернула мировоззрение очень многих людей. Причем не только на Украине и в России. Волна ужаса и гнева от этого чудовищного преступления наших дней продолжает распространяться. Мнение многих: прежней Украины больше нет, есть нечто. Которое еще требует осознания и осмысления. Как с этим жить? Ответа пока нет.
Интернет переполнен страшными фотографиями сгоревших людей, а с другой стороны — молодых девушек, разливающих смертоносную зажигательную смесь по бутылкам из-под пива. У них обычные лица. И люди задаются вопросом — откуда они, кто их вырастил? И отвечают на этот вопрос, отвечают без конца.
Пожалуй, самое страшное не то, что происходит на площадях, где люди заражаются общим безумием толпы. Самое страшное — это радостные комментарии в соцсетях после трагедии, казалось бы, самых обычных людей. Что с ними случилось, и кто они? Как сказал известный писатель С.Лукъяненко после трагедии в Одессе, увидев радостные комментарии в сети: "Почитайте. Это следует прочитать. Нечасто можно услышать голос ада".
Да, "голос ада" сегодня прорывается все явственнее. Наши родители еще помнят этот голос. Спасет ли нас генетическая память?
Одни сейчас посылают деньги на медикаменты участникам борьбы на Юго-Востоке. Другие призывают Россию ввести войска, чтобы защитить своих родных, близких и знакомых от смерти.
Она сейчас грозит повсюду и принимает разные обличья. Она может быть в черной маске и с битой. А может прятаться за веселой аватарой вашего френда в социальной сети.
В интернете 3 мая опубликована петиция-обращение в Совет Безопасности ООН:
«Совет Безопасности ООН: Ввести миротворческие войска России на Юго-Восток Украины»
Авторы петиции предлагают собрать 500 тыс. подписей. Многие критикуют это предложение, называют необдуманным. Однако за неполные три дня, с 3 мая, петицию подписали уже 122 тыс. человек и число это растет ежесекундно. Больше всего подписей из Украины и России. Но очень много и других стран — от Аргентины и Бразилии, до Германии. Пока размещался этот материал, число выросло до 124 тыс.
И вспоминается еще один комментарий. После недавней демонстрации в поддержку России в Берлине, кто-то из здешних украинцев написал в фейсбуке: «Почему им разрешают ходить у нас в Германии? Слишком много тут демократии развели».
Германия недалеко от Украины. Мы в одной Европе, нужно это помнить.
Следующая демонстрация ожидается 10 мая в Бонне.
Юрий Еременко,
главный редактор портала Всегерманского совета российских соотечественников «Русское поле»