Сайт «Русские в Казахстане» снова с вами! – Такая радостная для российских соотечественников новость пришла недавно. О том, почему вдруг «Русские в Казахстане» сначала замолчали на месяц, а потом снова восстали из цифрового пепла, проекту «Окно в Россию» рассказывает главный редактор известного казахстанского портала Илья Намовир.
– Илья, не так давно мы уже беседовали с Вами о ситуации в Казахстане, и Вы были настроены достаточно оптимистично. Но почти сразу после публикации интервью работа Вашего портала была сорвана массированными DDoS-атаками. Я рад, что Вы снова на ногах. Но, что это было? Почему? Почему в дружественном России, союзном государстве? Понятно, что Интернет не знает границ, и атаки могли идти откуда угодно, но тех, кто не мешает, никто не атакует. А кому могут мешать русские в Казахстане и «Русские в Казахстане» тоже?
- Что это было, нам и самим хотелось бы знать. Атак такой продолжительности и интенсивности на нас, пожалуй, ещё не было. По сути, они шли непрерывно на протяжении практически полутора месяцев и продолжались бы и по сию пору, если бы мы не сумели найти способ защиты. Хотя, они и сейчас продолжаются, просто теперь защита сайта их лучше блокирует. Но дело уже не ограничивается простыми атаками, например, пару дней назад «админку» сайта пытались просто-напросто взломать.
Ну, а что касается русских в Казахстане, то они мешают тем, кто хотел бы видеть на месте Казахстана ещё один Афганистан, очередную часть «дуги нестабильности», извергающую из своих границ сотни радикальных исламистов и террористов-смертников, тонны оружия и наркотиков. Тем, кто не хотел бы видеть Казахстан мирным, светским, демократическим и, конечно, союзным России государством.
Что же касается тех, кому может помешать наш сайт, то тут, честно говоря, как в старом анекдоте, куда ни ткни пальцем, в любом случае, в цель попадёшь. Наш ресурс, в принципе, не особо удобен и официальным казахстанским властям, так как мы всегда предоставляли площадку для конструктивной критики проводимой ими национальной и языковой политики, и уж совсем мы не по нраву околовластным прозападным и казахским националистическим кругам, для которых само соседство Казахстана с Россией – уже одна большая незаживающая рана, а уж любые интеграционные процессы или просто дружественные двусторонние отношения между нашими странами – как кость в горле.
Так что, в этом отношении, DDoS-атаки, - это удобный инструмент для всех вышеперечисленных. Если предположить, что за этими атаками стоят официальные власти, то для них такой способ нашей «нейтрализации» удобен тем, что не вызывает необходимости привлечения административного ресурса для давления на нас (что в случае предания подобного давления огласке чревато имиджевыми потерями) и позволяет сохранить анонимность. Ну, а если за этим стоят какие-то неофициальные структуры или лица, то, опять же, DDoS-атака – это хороший нерадикальный способ устранения оппонента из виртуального информационного поля при отсутствии доступа к административному или иным ресурсам. Посмотрим, что будет дальше.
– Илья, сейчас все течет и изменяется очень быстро, какие тенденции получили развитие в политической жизни Казахстана в последнее время? Что волнует жителей республики, особенно российских соотечественников?
- Разумеется, самым громким событием последнего времени стал арест во Франции главного оппонента нынешней власти, опального бизнесмена Мухтара Аблязова. По сути, теперь на оппозиционном поле у Акорды не осталось реальных противников, только разрозненные кучки несогласных и «прикормленные» оппозиционеры.
Также интересно оживление обсуждения темы истории Казахстана, её мифологизации, политизации и искажений, которое было подстёгнуто государственным секретарём Маратом Тажиным, который в начале лета на заседании Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Республики Казахстан произнёс целую речь на эту тему. Любопытно, что из этой речи некоторые сделали выводы о том, что та негативная оценка пребывания Казахстана в составе Российской Империи и Советского Союза, которая господствовала в казахской историографии периода независимости, наконец, будет заменена более объективной и положительной, но, честно говоря, это довольно сомнительно, так как, касаясь, например, советского периода истории Казахстана Тажин отметил, что это «история столкновения национального и тоталитарного. Это история подавления национального самосознания безжалостной политической машиной, для которой не имело особого значения, кто перед ней: казах или русский, украинец или узбек. И мы должны четко и ясно понимать реальные механизмы истории... Вместе с тем встает и другой принципиальный вопрос: неужели лишена всякого конструктивного смысла история целых поколений, история жизни наших отцов и дедов? Конечно же, нет, не лишена смысла жизнь прошлых поколений. Здесь есть и собственно историческая и этическая сторона». То есть, при таком подходе можно реанимировать действительно большой пантеон героев и выдающихся личностей Казахской ССР, при этом сохранив общую негативную оценку «тоталитарного» прошлого в составе Советского Союза.
На фоне начинающей (хоть и со страшным скрипом) работать новой программы переселения соотечественников в Россию интересной стала новость о попытке реанимации казахстанской программы возвращения оралманов. До сих пор внятной программы интеграции переселенцев не было, остаётся посмотреть, решит ли этот вопрос новая программа.
Неприятным фактом является непрекращающееся (хоть и малоэффективное) раздувание антироссийских настроений отдельными деятелями из казахского национал-патриотического лагеря, которое началось после падения в начале июля на Байконуре российской ракеты-носителя «Протон». Данное событие послужило для них поводом заявить о требовании прекратить все пуски «Протонов» в Казахстане и закрыть российские военные полигоны на территории страны. На этом фоне любопытным фактом выделяется опубликованная бывшим зятем Нурсултана Назарбаева Рахатом Алиевым на своей странице в фейсбуке запись о том, что двое основных инициаторов «гептиловой истерии» на самом деле финансируются Акордой, что, в независимости от того, правда это или нет, придаёт всем этим не очень удачным попыткам создать информационную волну совершенно иной оттенок – стремления казахстанских властей создать рычаг давления на российских коллег при переговорах по вопросам использования Байконура и аренды Россией военных полигонов на территории Казахстана.
Но наиболее тревожным событием последнего месяца стала новость о планирующемся в Алма-Ате съезде казахских националистов, которые выложили в Интернет некий «проект концепции создания национально-демократического государства». Эту концепцию планируется обсудить и утвердить на этом съезде. Желающие могут найти текст этого документа и ознакомиться с ним подробно, я же для краткости приведу цитату из одного материала на эту тему: «Именно в этом отличие новоявленной концепции от прочих и заключается. В ней во всеуслышание закрепляется принцип: «Казахстан – для титульной нации». Так что рубеж перейден». Разумеется, не обойдён в концепции вниманием и языковой вопрос: оговаривается запрет на применение в школах, государственных организациях и учреждениях, органах местного самоуправления иных языков, кроме казахского. Там есть ещё много занимательного, не стану вдаваться в детали, но замечу лишь, что эта концепция, по сути, построена на принципах самого примитивного и агрессивного бытового национализма и на самом деле имеет мало общего с национал-демократическими принципами. Примерно такова картина общественно-политической жизни Казахстана последних дней…
– С одной стороны, Казахстан является негласным паровозом интеграции на постсоветском пространстве, с другой стороны, за призывами и речами должны стоять реальные последовательные шаги по направлению к дальнейшему укреплению отношений в Таможенном союзе, переходу их в новое, в том числе и политическое, а не только экономическое качество. Что мы слышим, и что мы видим?
- В принципе, если говорить о темпах интеграционных процессов в рамках Таможенного союза, то тут к Казахстану вряд ли можно предъявить какие-либо претензии. Заключаются соглашения, вступают в действие регламенты и нормы объединённого таможенного пространства, но это то, что касается экономической сферы, если же говорить о политической интеграции, то, несмотря на то, что «политика – это концентрированная экономика», Казахстан старательно «тормозит» все инициативы в этой области, мотивируя это преждевременностью подобных шагов. Внутри же страны создание наднациональных органов ТС и ЕЭС и делегация им части полномочий национального правительства воспринимается некоторыми как угроза суверенитету Казахстана. Пока этот вопрос не стоит остро, но со временем, так или иначе снова встанет на повестку дня.
– Илья, Таможенный Союз крепнет, серьезно готовятся к вступлению в него Таджикистан и Киргизия, совсем недавно подала серьезную заявку на вступление в ТС Армения. И, пожалуй, именно укреплением роли Таможенного союза в мире продиктована столь ожесточенная борьба между ТС и ЕС за Украину. На этом фоне как ощущают себя русские в Казахстане? Чувствуют ли они себя увереннее, чем прежде? Сократился ли поток переселенцев-соотечественников из Казахстана в Россию? Ведь, напомним об этом нашим читателям, последние годы именно эта республика является абсолютным лидером госпрограммы по переселению соотечественников…
- Если оперировать цифрами, то поток эмиграции из Казахстана в последнее время действительно снизился: за период с января по февраль 2013 года из Казахстана выехало 12 902 человека, из них русских 70,9%, в то время как в аналогичный период прошлого года эта цифра составляла 15 751 человек, то есть по сравнению с прошлым годом произошло снижение эмиграционного потока на 18,1%. С чем это связано – вопрос сложный, отчасти, наверное, это связано с позитивным эффектом от деятельности Таможенного союза, отчасти от того, что буксует новая программа переселения в Россию, отчасти – ещё с какими-то факторами. Что же касается уверенности, то думаю, что в плане экономическом такое ощущение присутствует, ведь даже на психологическом уровне гораздо спокойнее чувствуешь себя, когда за твоё экономическое благополучие отвечает не одна маленькая страна, а крупное экономическое объединение нескольких государств. Что же касается национального самочувствия русского населения, то тут я никаких особых позитивных подвижек не вижу, все те факторы, что негативно влияют на это самочувствие, по-прежнему присутствуют на повестке дня.
– Ситуация с возможностью свободного распространения информации в Казахстане довольно непростая даже для казахских СМИ. Так, например, на днях в Алма-Ате представители журналистских и правозащитных организаций в ходе круглого стола "Свобода слова в Казахстане: позиция властей и реальная практика" потребовали прекратить преследование независимых СМИ. Я, кстати, не являюсь поборником абсолютной и безрассудной свободы слова для всех, в том числе и для открытых противников государственности Казахстана. Но в Вашем конкретном случае речь идет о лояльном и трезвом подходе к информированию российских соотечественниках о внутриобщинных делах и проблемах. Естественно, что проблемы русских в Казахстане – это не только мероприятия «Лада» или консульская информация – как полноправные граждане РК, русские имеют право обсуждать и внутриполитическую ситуацию в республике и отношения между членами Таможенного союза, и многие другие вопросы, которые, так или иначе, отзываются на судьбе каждого конкретного члена общества. Находите ли Вы, Илья, взаимопонимание в этом вопросе с контролирующими СМИ органами, с местными властями – ведь Вы живете в Кокчетаве не в безвоздушном пространстве?
- За время существования сайта, насколько мне известно, официальные власти два раза выдвигали претензии к его работе, но за то недолгое время, что я нахожусь в редакторском кресле, мне ещё не приходилось контактировать с представителями соответствующих органов. Наверное, это признак того, что некоторое взаимопонимание присутствует. Но, вопрос в том, как долго это «взаимопонимание» продлится, поскольку сейчас идёт негласное «закручивание гаек» в информационном поле страны, в Генеральной прокуратуре разрабатываются поправки в Законопроект о борьбе с терроризмом и экстремизмом, которые, в случае их принятия позволят блокировать и закрывать сайты без решения суда, чему способствует и широкая и расплывчатая формулировка «пропаганды экстремизма», прописанная в этом законопроекте, позволяющая, при желании, отнести туда практически любую деятельность в информационной среде. Казахстанский эксперт Марат Шибутов, например, пишет по этому поводу: «Я полагаю, что сначала возьмутся за сайты, а затем уже за социальные сети. Как только закон вступит в силу, на месте редакторов и учредителей СМИ я бы отключил комментарии к новостям и публикациям на сайтах - иначе могут быть проблемы. Решат ли закрывать социальные сети целиком - не знаю, но вполне может быть, что все, что в них пишется, может стать поводом для возбуждения уголовного дела». Так что остаётся лишь ждать и смотреть, дозволяется ли русским в Казахстане участвовать в обсуждении внутри- и внешнеполитических реалий с точки зрения своих национальных интересов и дозволяется ли «Русским в Казахстане» помогать им в этом…
– Как бы там ни было, Ваш независимый ресурс снова в Сети. Закончилось лето, активно начался новый политический сезон, каждый день приносит новые темы для обсуждения. Какие планы у «Русских в Казахстане», что является главным в новостной картине для главного редактора портала, о чем информируете соотечественников в первую очередь, и что требует серьезного анализа в текущей повестке дня?
- Приоритеты в редакторской политике нашего портала, в принципе, всегда остаются, по большей части, неизменными. Главное в нашей новостной картинке – это всё, что влияет на жизнь и касается жизни и положения русских в Казахстане, Средней Азии и во всём «ближнем зарубежье», мониторинг в части соблюдения их прав и свобод, и, конечно, освещение наиболее важных внутри- и внешнеполитических событий в нашем историческом Отечестве, объективное освещение интеграционных процессов между нашими странами, особенно на фоне регулярных негативных информационных вбросов на эту тему в казахстанских СМИ, информирование соотечественников о работе программы переселения в Россию и освещение наиболее острых вопросов и вызовов, стоящих перед «русским миром». Что же касается темы, требующей серьёзного анализа, то это, пожалуй, вопрос о том, сможет ли евразийская интеграция помочь сохранить и восстановить общее культурное пространство между нашими странами и создать общие ценностные ориентиры в противовес шагающему по планете глобализму. Совершить рывок в будущее Казахстан сможет только с Россией, но этот рывок будет возможен только, если наши страны будет иметь общее видение этого будущего, основанное на общей идеологии и общих ценностях.