Решение социальных и политических проблем общества через «площадь» - не дает надежды.
«В Югославии катастрофа. Катастрофа - это всегда плохо!»
(В.С.Черномырдин о войне в Югославии, 1999)
Во многих регионах подогреваются антироссийские настроения, притянутые в очередной раз «за хвост» воплями о том, что «россияне осуществляют военную агрессию на Украину». Отовсюду звучат заявления и заверения о том, что «видели машины и даже целые их колонны с российскими номерами», на площади перед администрациями вызывают духов «региональных майданов». Определённая (и нужно сказать – подчас немалая) часть народонаселения, услышав рассказы о «надвигающихся российских военных и поддерживающих их титушках», поверив этим басням, позволяет втянуть себя в очередной всплеск русофобии, или, точнее сказать – российскофобии. И именно технология «майдана», «площадного протеста» снова становится главным оружием украинцев против выдуманной «российской агрессии на Украину». Меня сейчас начнут обвинять в «неправде», говоря о ситуации в Крыму и Севастополе, но…
Во-первых, достоверно неизвестно, что происходит на территории полуострова, потому что все заинтересованные стороны интерпретируют по-своему.
Во-вторых, Крым – это Автономная Республика в составе государства Украина. И все разумные люди всегда знали и понимали: сколько ни рассуждай о том, что Украина – «унитарное государство», но наличие одной автономии уже, фактически, делало её государством по сути федеративным.
В-третьих, нравится или не нравится, а Севастополь, созданный 230 лет назад как город-база Черноморского Флота России, кто бы как его до сегодня не воспринимал, до последних дней оставался именно таковым. И Харьковские соглашения были подписаны, как были подписаны ранее и другие документы, сохраняющие статус-кво Севастополя как базы Российского Черноморского Флота.
Никогда я не был сторонником федеративного устройства. И сейчас - за преобразование Российской Федерации в унитарное государство самыми твёрдыми мерами.
Не могу согласиться и с теми, кто считает (пусть и искренне) и убеждает граждан Украины в «спасительности» евроинтеграции. Сторонники её, когда в ноябре 2013-го пошли на осознанное обострение в Киеве, не могли не знать, что есть и много противников «интеграции в Европу», и много сторонников интеграции с Российской Федерацией в Таможенном союзе и в Евразийском союзе. И когда «евроинтеграторы», они же, в основной массе – и противники интеграции «на Восток», сотворили «майдан», они не могли не понимать, что Автономный Крым и Черноморско-флотский Севастополь вряд ли поддержат такую форму насильственной интеграции и дружно прислонятся к бандеровской Украине.
Поэтому то, что происходит на полуострове Крым – это не то, чему стоит удивляться, это закономерность. Пусть даже не объективная закономерность, а субъективная. Но эта субъективность соответствует настроениям большинства населения. И если кто-то считает закономерной бандеризацию сначала западных областей государства Украина, а затем столь же закономерным продвижение бандеризации в центральные регионы, а тем более - на пресловутый «Юго-Восток», то всплеск пророссийских настроений в АРК и Севастополе – более чем закономерен. Или будем и дальше мантры выкрикивать о «глубинном, уходящем корнями в века единстве Украины», подразумевая, что люди, населяющие АРК и Севастополь – все «бесправные овцы», не имеющие никакого права выбора?
Образно можно так пояснить: «Если возможно поверить в то, что Украина – не Россия (а есть множество людей, считающих обратное!), так же легко верится и в то, что Крым и Севастополь – не Украина». И здесь не нужно меня обвинять в «нагнетании антиукраинских настроений». Возьмите и спросите у 90%, или даже у 98% жителей Севастополя и АРК – считают ли они Севастополь и Крым – «Украиной»? Думаю, что ответ всем известен, и он – не моя, и не «злокозненных москалей» выдумка. Так считают люди. Таков их свободный выбор.
И если, кто-то думает, что украинцы, в том числе и киевляне, имели право через «майдан» установить бандеровский режим в Киеве, а затем навязывать его при поддержке США и ЕС в других регионах, то где логика в отрицании права крымчан и севастопольцев в установлении такого режима, который им больше по душе? Если вы дружите с логикой и здравым рассудком, то поймёте, что крымчане и севастопольцы (как и любая территориальная община) имеют право на самоопределение в рамках общепризнанных международных норм и действующих законов, как этим правом воспользовались общины во Львовской, Ивано-Франковской или Тернопольской (и других) областях, отвергнувшие центральное правительство, власть президента Украины, избранного в соответствии с действующим законодательством. Или кто-то хочет насадить русскому населению такое «правовое государство», где «Запад» имеет право на всё, а «Восток» и «Юг», включая Крым, не говоря уже о «Центре» и «Севере» - только на то, разрешение на что даст «Запад»?
Проблема, как она видится, в том, что забрав у легитимно избранного президента Украины власть над Киевом, «майдан» и евроинтеграционная оппозиция практически легитимизировали и возможный совершенно противоположный выбор крымчан и севастопольцев, да и жителей других регионов.
И в том, что Российская Федерация решилась пойти на беспрецедентные заявления о возможности использования войск, этому тоже не стоит удивляться. Особенно после того, как взявшие верх в Киеве группировки украинских националистов стали громко намекать на запланированное ущемление прав и законных национально-культурных интересов коренного русского народа, да ещё и «прошлись» очередным катком дерусификации по языковым правам русскокультурного населения. Как здесь не вспомнить высказывание В.С.Черномырдина: «Русский язык – основа безопасности России»?
Задумайтесь: если Российская Федерация – государство, не имеющее никакой силы, чтобы защитить свою безопасность, то оно ничего и не предпримет. Но если оно имеет хотя бы какую-то значительную силу, захочет ли она позволить подрывать основы собственной безопасности, оставаясь безучастной к происходящему? Очень сомнительно.
Но вернемся к якобы имеющей место «ползучей российской агрессии». Я не слышал, чтобы кто-то из серьезных людей (кроме разговоров на площадях), заявил, что Крым и Севастополь отделяются от государства Украина.
Читал о том, что в Крыму назначен референдум, на котором, наверное, будут рассматриваться вопросы о правах Автономии, об усилении этих прав. Но это не «сепаратизм», как бы ни хотелось ему такой ярлык навесить, а референдум.
О Севастополе читал другое: избранный народом городской голова заявил, что севастопольцы будут жить по законам, которые действовали до 21 февраля, то есть, до отстранения, как они считают, легитимного президента Украины от власти в Киеве.
В «майданном» Киеве при этом заявляют, что решения, принимаемые в АРК и в Севастополе – «незаконны», а Янукович заявляет, что «считает незаконными и нелегитимными все решения, принимаемые в Киеве после 18 февраля». И где разница? Если разница в том, кто делает выводы, то это – явно не правовой метод решения вопросов, а революционный. А в революциях, как известно, кто победит, «тот и будет прав». Это жестокая революционная реальность, которая, однако, никак не связана с таким понятием, как «права человека» в общемировом и европейском понимании, которое нам долгие годы втирали в мозги.
Но вот, как видится, решающее большинство жителей АРК и Севастополя, не хотят признавать себя обязанными подчиняться бандеровской «революционной целесообразности», потому что считают её опасной для своей жизни. И что в этом «удивительного» или «несправедливого»? Люди просто хотят жить в привычной для них русскоязычной среде, иметь хорошие отношения с Российской Федерацией, оставаться с ней в едином цивилизационном, культурном и экономическом пространстве. Защищая эти свои уклады, они поступают в рамках законных возможностей, которыми каждый человек вправе защищать свои права, естественные и законные интересы.
Ведь не соглашается значительное число жителей Львова с тем, что «кто-то у них может отобрать их право на украинский язык»? И это признается нормальным? Так почему же севастопольцы или крымчане, которые почти на 100% - русскоговоряющие (даже большинство крымских татар), почему они не «имеют права» отстаивать свой родной, привычный язык, свой традиционный уклад жизни? В конце концов, они точно знают, что не австрийцы, не поляки и не «жители западный областей Украины», и уж точно не храбрые бандеровцы отбили Крым из под владычества турок и находившихся под их управлением татар. Крымчане и севастопольцы знают точно, что Крым был возвращён в славянский мир силой оружия России, а не Украины.
Возвратимся в нынешнюю ситуацию. Следов «военной агрессии» россиян на территорию Украины до сих пор нигде, ни в одной области, никому не удалось обнаружить, сколько бы об этом ни вопили на «майданах».
И скажу даже более: не верю в то, что такой разворот событий возможен. Потому что, если бы он был возможен, то, по всем правилам ведения войны, он бы уже состоялся в какую-то из предыдущих ночей. Но он не имел места.
А вот что имеет место – это ускоряющееся сползание государства Украина в пропасть социально-экономической и гуманитарной катастрофы. И это – последствия «февральской украинской революции» и применённой «майданной технологии», принесенной нам с Запада. С того самого Запада, правителям которого, когда они хотят через колено сломав хребет какой-то власти установить удобную для них «форму демократии», всегда наплевать на судьбу большинства жителей этого государства.
За «цветными революциями» ещё нигде не наступило процветание и улучшение жизни. И это отсутствие улучшения и процветания – вот что становится главной проблемой для граждан Украины, в первую очередь для тех, кто не хотел этой революции. Но также и для тех, кто её по наивности своих душевных порывов возжелал.
Одним из фундаментальных естественных и законных прав каждого из нас остаётся право на жизнь в безопасной, мирной обстановке в государстве, гражданами которого мы являемся. Я русский по национальности, родился не в Российской Федерации, и не в Монголии, а в этом крае, здесь прожил почти полвека. И всегда жил в русскоязычной среде, которая не конфликтовала с украиноязычной (всякие психопаты – не в счёт). А сегодня мне, как гражданину, навязывают только украинский язык, только украинский мировоззренческий выбор, пытаются меня запугивать тем, что «бандера прийдэ – порядок наведэ» и т.п. Людям угрожают расправами, люстрациями и т.п. «революционными фишками», при этом в риторике не говорится о судебных разбирательствах, суде и законных приговорах. Активисты киевского «майдана» договорились до того, что именно «майдан» должен в государстве всё контролировать, назначать чиновников, определять – «кто имеет право, а кто не имеет». Назовёте это «нормальной практикой», соответствующей пресловутым европейским и общечеловеческим ценностям, идеалам «демократии и свободы»? Это всё выглядит как абсурд пещерного беззакония и власти разбушевавшейся толпы!
Да, Соединённые Штаты Америки, часть европейских политиков поддержали «майданную революцию». И она состоялась с большим успехом, а для предыдущей украинской власти оказалась «как снег на голову» (подтверждая, что власть богатых людей, зажравшись, утратила способность мыслить).
Но у меня возникает вопрос: неужели нормальный здравомыслящий человек может искренне считать, что США имеют право защищать свою «национальную безопасность» и свои «национальные интересы» в любой точке Земли, где им взбрендится, а Российская Федерация – не имеет такого права даже в соседнем пограничье, потому что кто-то так «решил» за неё?
Равняющимся на США и их методы «защиты прав» (в том числе – ратующим за украинский националистический выбор «Геть вид Москвы!»), скажу другое. Когда американцы придут и отберут у вас все возможности жить по вашим «национальным» законам, вы вспомните, как прокладывали им путь к дверям ваших домов. Но назад дороги тогда уже не будет.
И уж не сомневаюсь: не в проигрыше останутся главные организаторы очередного революционного слома. Но не мы, уважаемые соотечественники, не мы. И это навевает очень печальные мысли о том, что лучше становиться не будет. Как говаривал, покойный Виктор Степаныч: «Мы так жить будем, что наши внуки нам завидовать будут…» и «Нельзя думать и не надо даже думать о том, что настанет время, когда будет легче!»
Сергей Проваторов,
председатель Правления
Всеукраинского Союза
общественных организаций
«Русское Содружество»
Послесловие: В подтверждение моих соображений предлагаю прочитать прилагаемую ниже статью – это мнение не моё, а англо-саксонского журналиста, прямо из Лондона – главного мирового «изобретателя» демократии и либерализма.
«The Guardian»: Любая «майданная революция» - это провал
«Майдан» оказался в одном ряду с площадью Тахрир в Каире, Таксим в Стамбуле, Азади в Тегеране, Тяньаньмэнь в Пекине, Трафальгарской площадью в Лондоне, афинской Синтагмой, пражской площадью Венцеслава и многими другими. «Они собирают тысячи людей и приглашают мир посмотреть, как они меряются силой с якобы диктаторским режимом. Иногда они даже побеждают», пишет Саймон Дженкинс на страницах «The Guardian».
Он называет городские площади «могущественными политическими театрами», «символами современной революционной политики». При этом, подчеркивается в статье, толпа способна свергнуть старый режим, но редко когда она созидает новый. Площадь - символ провала, а не надежды.
«Будь я диктатором, я бы сразу построил в этих местах торговые центры, как это в прошлом году попытался сделать Реджеп Эрдоган с парком Таксим-Гези. По крайней мере, я бы усвоил урок Тяньаньмэнь: уже собравшуюся на площади толпу чертовски непросто разогнать, а в мире это получает намного худшую огласку, чем десятки боев в провинции». Говорят, продолжает автор, что Владимир Путин осудил Виктора Януковича за то, что тот не сумел быстро очистить Майдан. Сложно себе представить, чтобы Путин позволил занять Красную площадь, добавляет Дженкинс.
При этом, отмечается в статье, такие оппозиционные толпы порождают «анархию и хаос», руководствуясь разрушительными мотивами: «Толпы разрушают, но редко строят». В Киеве, например, один из демонстрантов, возмущенный действиями сил Януковича, предлагал вывести президента на площадь, чтобы все могли по очереди «плюнуть ему в лицо».
При этом толпе необходимо, чтобы её кто-то направлял – иначе она потеряет силу. Площадь Тахрир претендовала на звание крупнейшей демонстрации в истории, но протестующие могли скандировать лишь «власть народу» - со времен Бастилии лозунг не изменился. В результате демонстрантами стали управлять хорошо организованные «Братья-мусульмане».
Романтики порой говорят о «мудрости толпы», но они не принимают во внимание способность тоталитарных правителей манипулировать массами и забывают, на какую истерию и жестокость способна зомбированная толпа. «Даже спонтанное сборище нестабильно и таит в себе опасность – подарок как демагогам, так и честолюбивым демократам. Толпа редко проявляет здравый смысл».
В качестве примера автор статьи приводит визит европейских посредников в Киев. Они вели переговоры с правительством и оппозицией, а затем предложили Майдану решение по выходу из кризиса с упорядоченной передачей власти. Но толпа и слышать об этом не хотела и освистала посланников.
В итоге «законно избранный лидер был свергнут толпой». Возможно, оговаривается автор, Янукович все это заслужил: был коррумпированным, жестоким, марионеткой в руках России. «Но на нем все еще были изношенные лохмотья полученной на выборах легитимности, которой не было у демонстрантов. Его сторонники вряд ли об этом забудут», - предупреждает Дженкинс.
«Толпа на площади – это не какой-то ритуал демократического очищения. Это самая примитивная человеческая реакция на угрозу. Она указывает на крах политических институтов, несостоятельность закона и порядка, узурпацию партии, объединения и лидерства. Толпа может устроить ослабленному режиму короткое замыкание и погрузить страну во тьму. Она редко включает свет демократии.
Любой переворот может дать надежду на лучшие времена. Но история всегда скептична. По иронии, всего месяц назад другая огромная толпа собралась на площади Тахрир: она праздновала возвращение армии к власти после трех лет хаоса. Порой даже толпы жаждут порядка», - резюмирует Дженкинс.
http://inotv.rt.com/2014-02-28/The-Guardian-Ploshhadnaya-demokratiya