«Главнейшая задача миссий РПЦ - духовное окормление соотечественников»

Как известно, в системе государственной власти внешней политикой, в том числе работой с соотечественниками, занимается Министерство иностранных дел и подведомственные ему организации. С российскими соотечественниками работает и Русская Православная Церковь, в которой есть свое «министерство иностранных дел».

Подробнее об этом в интервью порталу «Русский век» рассказал секретарь по делам дальнего зарубежья Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Сергий Звонарёв.

- Отец Сергий, расскажите нашим читателям, что собой представляет Отдел внешних церковных связей?

- Отдел внешних церковных связей, который в прошлом году отмечал своё 65-летие, является  старейшим синодальным учреждением Русской Православной Церкви. Возглавляет отдел митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), сменивший на посту председателя ОВЦС митрополита Кирилла (Гундяева), теперешнего патриарха Московского и всея Руси, стоявшего во главе церковной дипломатии на протяжении двадцати лет.

В соответствии со своей компетенцией, Отдел обеспечивает внешние контакты Московского Патриархата. Если говорить более простым языком,  его можно уподобить Министерству иностранных дел, которое от лица государства осуществляет внешние связи. Специфика работы нашего Отдела заключается в том, что мы, представляя Русскую Церковь, выстраиваем отношения с поместными православными церквами, Римско-Католической Церковью, протестантскими церквами, религиозными общинами. Мы доносим церковную позицию по актуальным вопросам современности до международного сообщества, властей и гражданской общественности зарубежных стран.

Отдел имеет организационную структуру, позволяющую эффективно выполнять задачи зарубежной миссии. В его рамках функционируют подразделения, которые специализируются на различных сферах и аспектах внешней церковной деятельности. Среди них -секретариаты по межправославным и по межхристианским отношениям, по делам дальнего зарубежья, а также различные службы и подразделения, которые с технической стороны обеспечивают работу отдела.

- Если ОВЦС сродни МИД, то есть ли в нём подразделение, которое занимается связями с соотечественниками,  проживающими за рубежом?

 - Таковым является секретариат по делам дальнего зарубежья, который мне поручено возглавлять. В рамках работы секретариата развивается целый ряд направлений внешней церковной деятельности, в том числе, поддержка  соотечественников, чему мы стараемся уделять большое внимание.

Святейший Патриарх Кирилл после своего избрания на патриарший престол, встречаясь с руководством и сотрудниками Отдела внешних церковных связей, обозначил необходимость систематизации и углубления церковной работы с соотечественниками. Это не значит, что ранее не осуществлялось взаимодействия Церкви с соотечественниками, но оно не было поставлено на концептуальную основу.

За истекшее время нам удалось накопить определенный опыт, который, как мы надеемся, полезен как Церкви, так и соотечественникам.

- Кто они, на ваш взгляд, зарубежные соотечественники?

 - По оценкам специалистов, отечественная диаспора за рубежом составляет порядка 30-35 миллионов человек. Более половины из них проживают в странах ближнего зарубежья. Однако община соотечественников неоднородна. Во-первых, они в разном количестве присутствуют в разных странах. Например, порядка 4 миллионов человек проживают в Германии, столько же в Соединённых Штатах Америки. Большая диаспора в Израиле. Но есть страны, в которых наши соотечественники весьма малочисленны. И таковых большинство в мире. Во-вторых, соотечественники представлены разными волнами эмиграции, образовательным уровнем, а, следовательно, социальным статусом, религиозной принадлежностью и гендерным составом.

Ментальность наших соотечественников и их отношение к Родине также различны. Много в числе эмигрантов людей, искренне любящих землю своих предков. Как правило, их отцы и деды вынужденно покинули Россию (как было после революционных событий 1917 года). Такие люди бережно хранят веру, богатое культурное наследие своего народа. Но есть и другие, кто хотел бы как можно скорее позабыть своё прошлое, разорвав связи со страной происхождения. С таким феноменом можно столкнуться в среде эмигрантов из республик бывшего Советского Союза. Испытав разочарование в советской действительности, часто стесняясь своего советского прошлого, они стремятся как можно быстрее натурализоваться на чужбине. Следствием этого становится прекращение использования родного языка уже в общении со своими детьми, часто принятие другого вероисповедания. Такая модель поведения ведёт к полной ассимиляции.

- Многочисленна ли паства Русской Православной Церкви среди соотечественников за рубежом?

 -Трудно подсчитать количество верующих среди соотечественников. Тем более, что не все верующие в зарубежной диаспоре принадлежат Православной Церкви,  среди них есть мусульмане, иудеи, буддисты и представители других религий. Однако представляется, что община наших соотечественников, проживающих за рубежом, отражает ситуацию с вероисповедным составом общества на Родине. Например, в России, по данным социологов, к Православию относят себя более 70 % граждан. Думаю, что такие данные вполне применимы и к российской диаспоре.

Русская Православная Церковь считает соотечественниками не только выходцев из России, проживающих за границей, но и украинцев, белорусов, молдаван и представителей других народов, окормляемых Московским Патриархатом, составляющих его паству. А потому и число верующих за рубежом для нас складывается не только исходя из официальных данных российских государственных учреждений. Так, Русская  Церковь  собирает под сводами храмов и молитвенных домов за границей  представителей различных национальностей, объединённых  принадлежностью к русскому Православию.

- Какую помощь заграничные учреждения за рубежом оказывают нашим соотечественникам?

 - Хотел бы начать с того, что главнейшей задачей для приходов, монастырей и миссий Русской Православной Церкви является духовное окормление и просвещение верующих, на постоянной  или временной основе пребывающих в той или иной стране. Легко понять духовную жажду наших братьев и сестёр, оказавшихся в условиях, далёких от привычного в родной стране уклада жизни. Иной менталитет коренного населения, отношения между людьми, традиции заставляют наших соотечественников искать возможности выражения того, что составляет их идентичность, а именно -  веры, родного языка и культуры. Возможность участвовать в богослужении, обращаясь к Богу в молитве на понятном языке, исповедовать священнику  сокровенное, используя родную речь, а также внебогослужебного общения с другими верующими привлекает наших соотечественников в храмы, является для них духовной поддержкой.

В то же время мы рассматриваем наши загранучреждения и как места, где соотечественники могли бы получить необходимую помощь для адаптации к местным условиям проживания. Попадая в новую среду обитания, люди нуждаются не только в советах, но и в реальной помощи в вопросах устройства детей в школу, найма жилья, правовой поддержке, содействия в изучении местного языка. Конечно, может быть не каждый приход в силах оказать комплексную помощь, но среди прихожан обязательно найдутся люди, которые так или иначе сталкивались с этими проблемами и могли бы содействовать своим ближним.

Мы стремимся к тому, чтобы приходы были теми местами, где человек мог бы поддерживать свою связь с Родиной через язык и культуру. На наших зарубежных приходах проводятся культурные мероприятия, отмечаются праздничные даты из отечественной истории, которые позволяют людям сохранять свою самобытность. В некоторых из них можно найти программы преподавания русского языка для соотечественников. В первую очередь, они рассчитаны на подрастающее поколение, которому тяжело сохранить русский язык в иноязычной среде.

- Чем, по вашему мнению, для соотечественников, проживающих за рубежом, является Церковь?

Как отмечалось выше, соотечественники разные, их отличает  разное отношение к жизни, религии, вере как таковой. Поэтому взгляды соотечественников на Церковь, духовную традицию тоже могут быть различными.

Русская Церковь, осуществляя миссию своего служения за рубежом, ориентируется на тех, кто открыт ей. Но даже в отношении тех, кто пока не может идти ей навстречу, она готова рассказать о своей многовековой истории и особенностях Православия, о том, как вера помогает человеку жить и выжить в порой очень непростых условиях. Часто человек, покидая Родину, не предполагает, что вера для него окажется насущной необходимостью, чего он не чувствовал ранее. Я сталкивался с такими жизненными примерами, и по своему пастырскому опыту могу сказать, что человек, будучи не особенно  церковным, покинув пределы Отечества, на расстоянии многих тысяч километров от него вдруг реально ощущал, что в нем просыпается тяга к духовной культуре предков.

Церковь помогает человеку утолить духовную жажду. В молитве он черпает силу, чтобы преодолеть острую тоску по Родине. Не предать или забыть ее, но научиться бережно хранить память о ней, делиться ею с другими. Однако ощущение Отечества не должно быть только воспоминанием о прошлом, оно также предполагает заботу о настоящем и будущем родных  страны и народа.

- В этом году отмечается  пятая годовщина восстановления канонического общения Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей. Осуществляется ли между двумя Церквями взаимодействие, направленное на поддержку соотечественников?

Действительно, наши Церкви развивают сотрудничество в деле поддержки зарубежных братьев и сестёр. У Русской Православной Церкви Заграницей большой опыт по работе с соотечественниками, поскольку после революционных событий в России и вынужденного переселения сограждан  за пределы страны, именно Зарубежная Церковь взяла на себя большую часть трудов по их духовному окормлению. Вместе с продвижением беженцев в новые страны распространялось и русское Православие. Наши соотечественники  строили храмы, создавали приходы в самых различных уголка планеты: в Китае,  Австралии, США, Латинской Америке. Поэтому мы с большим уважением относимся к богатому опыту зарубежных братьев.

Мы также всячески стараемся привлекать иерархов, клириков и мирян Русской Зарубежной Церкви к мероприятиям, которые мы проводим в рамках работы с соотечественниками. Примером тому может служить  мероприятия, посвященные осмыслению опыта сотрудничества Русской Православной Церкви и общин соотечественников за рубежом, которые за последние четыре года прошли в Брюсселе, Буэнос-Айресе, Пекине и Сан-Франциско.

- Как бы вы определили основы Русского мира?

Русский мир – это великое сообщество: историческое, духовное, культурное, которое  является таковым ровно до тех пор, пока сохраняется стремление к отечественной религиозной традиции. Если Русский мир потеряет свои духовные корни, то он может выродиться в бутафорию и стать  безликой декорацией. Народы, проживавшие на историческом пространстве России, в числе которых русские, украинцы, белорусы и другие, всегда сохраняли свою идентичность и родство благодаря культуре Православия, обогащавшей язык, вдохновлявшей творцов великих произведений искусства.

Можно сказать, что вера, культура и язык являются основными скрепами Русского мира. Без сохранения этих скреп не может происходить интеграции и консолидации диаспоры наших соотечественников. У людей будут другие ценности: успешный бизнес, здоровье, политическая  карьера, интеллектуальные личностные достижения. Всё перечисленное разбивает соотечественников на отдельные атомы. Задача же Церкви, государства и общества заключается в том, чтобы укрепить связующие нити между людьми, помочь протянуть их от многовекового духовного и культурного достояния к конкретному человеку.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии