Еврокомиссар по правам человека: участники тайных операций ЦРУ в европейских странах должны предстать перед судом

12.09.2013

В европейских странах по инициативе правительства США с 2002 по 2006 год осуществлялась специальная контртеррористическая программа. Все ее участники должны предстать перед судом, заявил в интервью «Голосу России» комиссар Совета Европы по правам человека Нил Муйжниекс.

Программа оговаривала насильственное похищение, заключение в тюрьму, а также жестокое обращение в отношении лиц, подозреваемых в терроризме. Программу тщательно скрывали, однако недавно завеса тайны была приоткрыта, и теперь каждый, кто участвовал в операциях, проводимых в рамках данной программы, должен предстать перед судом, сообщил в своём недавнем заявлении Нил Муйжниекс.

- Почему заявление о программе было сделано лишь сейчас, когда фактически она была осуществлена еще в 2002-2006 годах?

- Мой предшественник Томас Хаммарберг и Парламентская Ассамблея Совета Европы поднимали этот вопрос на протяжении многих лет. Я подумал, что годовщина событий 11 сентября будет подходящей датой не только для того, чтобы почтить память невинных жертв и осудить терроризм, но и поразмыслить над тем, каким образом Европа ответила на террористическую угрозу, до какой степени она осталась верной соблюдению человеческих прав.

- Вы уже получили какой-нибудь отклик на свое заявление? Как Вы думаете, европейские страны поддержат Вашу инициативу?

- Моя администрация поднимала этот вопрос неоднократно. То же самое делали Европейский парламент и Парламентская Ассамблея. Я понимаю, что это очень деликатный вопрос для многих стран. Когда я заговаривал на эту тему, мне нередко приходилось слышать в ответ: "Мы не обладаем никакой информацией на этот счет, потому что программа была притворена в жизнь США на нашей территории, но мы с ними не сотрудничали". Некоторые страны вообще наотрез оказываются обсуждать этот вопрос и возвращаться к нему. Но ведь речь идет о верховенстве закона, и Европейский суд по правам человека в своем историческом решении 2012 года признал бывшую Югославскую Республику Македонию виновной в применении пыток к человеку. Сейчас несколько других дел находятся на стадии рассмотрения. Так просто об этом не забудут.

- Как Вы думаете, есть ли шанс раскрыть имена всех участников этой программы? Как Вы собираетесь это сделать?

- У меня нет полномочий заниматься делами США. В моей компетенции находятся 47 стран-участниц Совета Европы и, по крайней мере, 25 из них тем или иным образом сотрудничали с Америкой. У ЦРУ были свои штабы в ряде стран, таких как Польша, Румыния, Литва, которые и не пытались провести тщательное расследование того, что случилось на их территории, у них под носом. Италия, пожалуй, единственная страна, которая приговорила к уголовным срокам не только граждан США, но и нескольких итальянцев. Так что вопрос подотчетности в странах Европы все еще остается на повестке дня. Проблема существует уже около 12 лет, а это немалый срок.

- Какие шаги Вы собираетесь предпринять дальше?

- Я нахожусь в процессе переговоров с представителями 47 стран Совет Европы. Так что я собираюсь поднять этот вопрос вновь во время личных встреч. Кроме того, я намерен привлечь СМИ. Я буду тщательно следить за тем, как Европейский суд по правам человека будет справляться с делами, которые ждут сейчас своего решения, но вопрос прав человека должен быть у нас на повестке вне зависимости от наличия террористической угрозы. Мы не можем идти на компромисс со своими ценностями и с правами человека ради национальной безопасности. Это происходило с 2001 по 2006 год, но сегодня, в связи с последними разоблачениями о программах слежки, мы должны напоминать себе и всем остальным в Европе, что права человека должны неизменно стоять на первом месте. Если мы пойдем против прав человека, мы окажем медвежью услугу не только себе, но и жертвам терроризма.

- Вы упомянули, что это программа стала своего рода реакцией на события 11 сентября. По Вашему мнению, у правительства США было достаточно оснований запускать ее?

- Честно говоря, я не могу отвечать на подобные вопросы, поскольку они, скорее, относятся к области политического анализа, чем к правам человека. Очевидно однако, что большинство аргументов, которые США приводили в отношении допустимых техник допроса, возможности задержания человека без суда и следствия категорически противоречит европейским нормам и не выдержит критики в Европейском суде. Я бы призвал США посодействовать тем европейским государствам, которые хотят добраться до сути проблемы, посредством предоставления необходимой информации, а также предоставив нескольким жертвам нарушения прав человека, содержащимся в Гуантанамо и пытающимся добиться справедливости в тяжбах против европейских государств, доступ к следователям и судам.

- Говоря о жертвах этих допросов и нарушениях прав человека, мы по большей части имеем в виду узников Гуантанамо?

- Нет, не только. Многие из них вернулись в страны Ближнего Востока и Северной Африки, где впоследствии нередко сталкивались с жестоким обращением и заключением под стражу. Подобные случаи произошли в Египте и ряде других стран, где людей сначала использовали, а затем, по возвращении на родину, у них были проблемы. Так что речь не только о Гуантанамо. Гуантанамо является своего рода символом насилия и крайностей борьбы с терроризмом, и я бы хотел, чтобы это ужасное место закрыли как можно скорее.

- Вы считаете, это программа является очередным подтверждением незаконной деятельности секретных служб США? И как Вам кажется, власти США когда-нибудь предоставят контроль над ЦРУ и другими организациями независимым органам?

- На мой взгляд, нарушения органами разведывательных управлений в Европе встречаются повсеместно, так что у Америки монополии здесь нет. Я бы сказал, что дело Эдварда Сноудена продемонстрировало, что есть острая необходимость в строгой подотчетности секретных служб. Перед государствами всего мира стоит задача на юридическом уровне установить контроль над программами слежки. Понятно, что технологии развиваются очень быстро и мы не можем успеть за всеми нововведениями, которые США и другие европейские страны применяют для того, чтобы следить за своими гражданами и вторгаться в их частную жизнь, не отчитываясь каким-либо образом перед парламентом или судебными органами.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии