Без упоминания о Фонде не обходится ни одно мероприятие российских соотечественников

23.07.2013

Предлагаем вашему вниманию зарубежные отклики на работу Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, в 2013 году.

Работа Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, по мере его дальнейшего становления вызывает растущий интерес среди зарубежного Русского мира.

В политологических кругах, специализирующихся на этой проблематике, делается однозначный вывод, что создание Фонда было своевременным и оправданным шагом, которого с нетерпением ждала многомиллионная российская диаспора. Сегодня без упоминания о Фонде, в основном в положительном ключе, не обходится ни одно значимое мероприятие российских соотечественников на страновом и международном уровнях. Положения, касающиеся его деятельности, неизменно включаются в итоговые документы различного рода форумов, организуемых зарубежными русскими общинами.

В текущем году позитивная оценка деятельности Фонда, как отмечают эксперты, содержалась в следующих официальных документах организаций российских соотечественников:

- в резолюции VII Конференции российских соотечественников в Китае;

- резолюции Региональной конференции российских соотечественников государств ближнего зарубежья в Алма-Ате;

- резолюции VII Региональной конференции российских соотечественников в странах Европы в Будапеште;

- резолюции VII Региональной конференции российских соотечественников в странах Африки и Ближнего Востока в Йоханнесбурге;

- в Итоговой резолюции VII Региональной конференции российских соотечественников в странах Латинской и Северной Америки в Гаване;

- резолюции первой Балканской конференции «Проблемы правового положения российских соотечественников, проживающих за рубежом, и пути защиты их прав, свобод и законных интересов» в Софии;

- решении 18-го заседания Всемирного координационного совета российских соотечественников в Москве.

Аналогичная оценка звучала, по их мнению, и на страновых конференциях объединений соотечественников.

Единодушно подчеркивается, что создание Фонда оживило работу координационных советов организаций соотечественников, которые стали активно взаимодействовать с Фондом в части его уставных полномочий.

В комментариях указывается, что благодаря грантам и субсидиям Фонда (за I полугодие 2013 года им было одобрено 48 заявок) заработали крупные проекты в правозащитной сфере. В их числе называют выпуск полноформатных специальных приложений «Наше право» к газете для соотечественников «Русская правда» и журналу «Дуслык» (Украина), выпуск Интернет-справочника «Скорая юридическая помощь» в Китае, открытие нового правозащитного Интернет-портала для соотечественников в Эстонии с функцией «Вопрос-ответ».

Фонду высказывается признательность за то, что он способствует правовому обучению молодежи из стран СНГ по программе «Молодой лидер».

Эти и другие важные проекты рассматриваются в зарубежной русской среде как действия, направленные на защиту законных прав и интересов соотечественников, на повышение правовой грамотности русскоязычного населения, оперативное освещение фактов нарушения общепризнанных принципов и норм международного права.

Обращается внимание на то, что в сфере интересов Фонда находятся и зарубежные русскоязычные СМИ, которых он финансово подпитывает при создании правовых рубрик для соотечественников. В настоящее время эти рубрики успешно функционируют в русскоязычных СМИ Германии, Португалии, Болгарии. Украине, странах Балтии.

Фонду ставят в заслугу и тот факт, что он во взаимодействии с координационными советами продолжает целенаправленно работать над формированием сети центров правовой защиты, которые соотечественники рассматривают как эффективный инструмент получения квалифицированной юридической помощи. В этом году к пяти имеющимся центрам созданы еще два - в Ирландии, а также в Грузии при Союзе русской молодежи Грузии. Фонду предлагается учредить правозащитные центры и в других регионах мира, в особенности проблемных с точки зрения соблюдения прав человека.

Вместе с тем, часть экспертов в оценке работы Фонда придерживается другого мнения. В частности, утверждается, что финансовые средства, выделяемые Фондом, проходят «мимо» дееспособных организаций соотечественников, что, на самом деле, не соответствует действительности, поскольку Фонд осуществляет тщательный контроль за их расходованием и с учетом мнения координационных советов соотечественников.

«Слабой стороной» Фонда считают финансирование его деятельности именно из государственных источников, что, дескать, снижает эффективность выполняемой им работы. При этом сторонники такого подхода забывают, что учредителями Фонда являются государственные структуры - МИД России и Россотрудничество. Не исключаем, что со временем, когда Фонду будет недоставать бюджетного финансирования, мы обратимся за дополнительными средствами и к негосударственному сектору.

Порой звучат и вовсе надуманные упреки, что Фонд, мол, в своей повседневной работе занят больше саморекламой и попытками оградить от критики «пропосольские» координационные советы. Данную точку зрения в Фонде оставляют на совести его недоброжелателей. Фонд видит в координационных советах партнеров, которые словом и делом помогают ему в деле защиты прав соотечественников в странах их пребывания.

Фонду нередко ставится в вину, что он вопреки Уставу оказывает юридическую поддержку отдельным российским гражданам за рубежом, которые формально не относятся к категории соотечественников и, таким образом, не по назначению «транжирит» деньги. В Фонде считают такие обвинения несостоятельными, поскольку в исключительных случаях Управляющий Совет или Правление Фонда могут поручать исполнительному директору Фонда предоставлять правовую помощь гражданам Российской Федерации, в отношении которых ведутся резонансные судебные процессы за рубежом, тем более, если есть серьезные основания полагать, что такие процессы затеяны незаконно.

Кроме того, если нет иной правовой либо финансовой возможности у государственных структур оказать помощь гражданам России, оказавшимся без средств существования за рубежом, Фонд за последние полтора года по согласованию с Учредителями финансировал оплату билетов таким лицам для возвращения на Родину, что, на наш взгляд, вряд ли можно рассматривать как нецелевое расходование средств.

В последнее время отмечаются случаи обвинений Фонда и в попытках вмешательства во внутренние дела со стороны государственных органов ряда стран. Например, в ежегодном докладе Службы внутренней безопасности Эстонии нашему Фонду «вменяется в вину» поддержка эстонских правозащитников, а при выезде из Латвии сотрудники Фонда были подвергнуты несанкционированному досмотру их багажа.

В этой связи обращаем внимание на то, что Фонд «осуществляет свою деятельность во имя развития демократии, социальной справедливости, уважения прав и свобод человека и национальных меньшинств» (п.2.4 Устава Фонда). Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, применимыми нормами международного права, а за пределами России ведет свою деятельность в соответствии с национальным законодательством зарубежного государства и международными обязательствами нашей страны. Таким образом, любое вмешательство во внутренние дела какого-либо государства со стороны Фонда вступало бы в противоречие с целями и задачами его создания и принципами функционирования.

Фонд поддержки и защиты прав соотечественников,

проживающих за рубежом,

22 июля 2013 года

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии