Константин Косачев: о перспективах изучения русского языка для американцев

Университет штата Флорида опубликовал – с целью привлечения студентов на кафедру славянских языков – весьма любопытный текст: «10 причин учить русский». Интересно это, прежде всего, потому, что аргументы в пользу изучения русского языка приводит не российская, а сугубо зарубежная инстанция. Ведь со стороны и на местах иногда многое видится лучше, чем нам самим изнутри нашего русскоязычного пространства. А потому взгляд американцев на те личные преимущества, которые дает знание русского в такой сверхдержаве, как США, не может не представлять для нас интерес.

Самой первой причиной университет называет потребность в русскоязычных кадрах в органах власти США – конкретно перечисляются ведомства по делам сельского хозяйства, обороны, энергетики, труда и другие, а также, разумеется, госдеп, ЦРУ, ФБР, АНБ и прочие.

Далее отмечается роль России как региональной державы и ее «возвращение в качестве мировой державы» (оптимизм американской высшей школы на этот счет, конечно же, нам весьма отраден). В этом разделе упомянут, например, и тот факт, что НАСА нуждается в услугах Роскосмоса для доставки своих астронавтов на МКС. А также мнение экспертов энергетической промышленности, согласно которому Россия к 2030 году будет «контролировать 50% природного газа Европы».

Перспектива для американского студента быть задействованным в экономических связях с Россией выделена в отдельный пункт, и даже приведены цифры товарооборота одного лишь штата Флорида с нашей страной, который оценивается почти в миллиард долларов.

 Четвертый аргумент в пользу русского – его роль как языка науки и технологий. Пятое – это распространение русского языка в мире (приводится цифра 270 млн русскоговорящих человек в мире). Другой важный аргумент – русский как средство приобщения к одной из самых значительных мировых культур «от Джорджа Баланчина до Михаила Барышникова, от Сергея Эйзенштейна до Андрея Тарковского, от Антона Чехова до Константина Станиславского, от Федора Достоевского до Владимира Сорокина, от Шостаковича до Хворостовского…».

 7-й тезис: русский в обучении хорошо сочетается с другими дисциплинами – бизнесом, наукой, политологией, историей, музыкой и прочими. Еще один довод в пользу знания русского – студентов охотно берут в программы повышения квалификации в сфере права, бизнеса, медицины и других.

 Немаловажный аргумент для любого студента – карьерные перспективы. Университет Флориды говорит об успехах выпускников на многих стезях – и в НАСА, и в банковской сфере, в консалтинговых и юридических фирмах в США и в России, в госдепартаменте и в иных государственных ведомствах. Наконец десятый аргумент – успехи самого университета в преподавании русского языка, действующие программы сотрудничества с фондами, ведомствами и т.п.

 Как видим, выглядит вполне убедительно. В чем-то это перекликается с тем, что мы сами о себе говорим, а что-то имеет собственную специфику, основанную на сугубо американских реалиях.

 Но в целом обращает на себя внимание на то обстоятельство, что мы – имею в виду российские ведомства, вузы, русистов – традиционно больше сосредоточены на том, чтобы обеспечить на рынке языкового образования предложение, а ведь огромное значение имеют спрос и мотивация: что должно побудить молодого человека за рубежом выбрать именно русский язык? И, замечу, если речь идет о вузовском образовании, это означает, по сути, выбор профессиональной ориентации практически на всю жизнь. Да и отдавая ребенка в классы с преподаванием русского языка в школе, родители, очевидно, также имеют далеко идущие планы в отношении его будущего. Это нужно подкреплять и достойным предложением с нашей стороны, и сотрудничеством с иностранными вузами и школами, сделавшими свой выбор в пользу преподавания русского, чтобы обеспечить студентам интересную практику и обмены с российскими вузами, а школьникам, например, летние языковые курсы, лагеря отдыха или даже проживание в российских семьях.

 Надо заметить, что аналогичная модель – «10 причин изучать…» - принята на вооружение многими, в том числе – государственными инстанциями различных стран, продвигающими обучение своим языкам за рубежом. И каждая из стран находит собственные аргументы в свою пользу. Немцы, к примеру, главной причиной называют то обстоятельство, что немецкий язык является родным языком для самого большого количества людей в Европе (хотя, строго говоря, это не совсем так – если вспомнить, что Европа не ограничивается пределами Евросоюза, а заканчивается на Урале; и в этом смысле русский явно может поспорить с языком Шиллера и Гете). Аргументами в свою пользу немцы видят конкурентоспособность своей экономики и возможности для ведения бизнеса, инновационность своей нации, ее любовь к туризму, большое число сайтов на немецком, культурное наследие и современные позиции в этой сфере (1 из 10 книг печатается в Германии), спонсорство в международных академических обменах. А еще, отдельным пунктом: «Немецкий язык не так сложен, как кажется».

 А вот французы, к примеру, помимо доводов о распространенности своего языка, приобщения к культуре, возможностей для учебы и работы, приводят и такие аргументы: его легко и «приятно изучать», он «помогает выучить другие языки», прежде всего, из латинской группы, но и английский, «современный словарный запас которого на 50% состоит из французских заимствований». А еще французский – «язык любви и духовности». Чем не аргумент?

 Институт Конфуция убеждает, что китайский учить интересно, полезно, увлекательно, модно, престижно (один из языков ООН, каждый пятый в мире говорит на нем), перспективно, популярно (обещает стать вторым по популярности в ближайшие десятилетия), выгодно, обещает карьерный рост и возможность учиться в Китае.

 Испанцы в свою пользу говорят, среди прочего, что их язык весьма распространен на юге США. «В Калифорнии, Флориде, Техасе, Сан-Диего знание испанского языка может пригодиться больше, чем знание английского». И вообще, «при сохранении нынешних тенденций, испанский язык уже через несколько лет сможет обогнать английский язык и будет уступать лишь китайскому языку». А за арабский язык говорит, к примеру, то, что он является языком богослужения ислама, а еще на Западе – большой дефицит специалистов, владеющих арабским языком.

 Таким образом, палитра предлагаемых национальных языковых преимуществ весьма богата, и каждый конкретный выбор всегда будет делаться с учетом личных обстоятельств и предпочтений самого выбирающего. Очевидно то, что Россия здесь явно не в числе отстающих, даже с учетом негативных тенденций последних десятилетий. Во многих странах, ранее поставивших русский в школьном образовании на позиции во втором десятке, сегодня вновь вернули его на первые места. И не потому, что резко полюбили нашу страну, а, что называется, жизнь заставила: развивается бизнес, туризм… Мы, кстати, привыкли думать о привлечении инотуристов в Россию как о важном имиджевом факторе. А ведь миллионы русских отдыхающих и путешествующих в Анталии, Хургаде, Праге, Берлине, Париже, Лондоне, Вене, на Пхукете и в Гоа – это тоже мощнейший стимул к изучению русского языка местными жителями. Где теперь только не встретишь ресторанное меню на русском! В любом случае, нам нужно поспевать за мировыми тенденциями, анализировать и умело использовать наши преимущества – это тот самый случай, где скромничать точно не нужно. А вот что, наверное, нужно – так это сформулировать 10 собственных убедительных аргументов, почему иностранцу будет полезно выучить язык Пушкина и Достоевского. Думаю, нам всем было бы полезно подумать над этим, в том числе и посоветоваться с иностранными ценителями русской культуры и языка. Со стороны, как видим, многое и правда видится лучше.

Другие статьи по теме

Последние новости

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии